Очумелые руки

О вандализме

Недавно в Гомельской области произошел загадочный инцидент. С участка трассы М10, недалеко от границы с Россией, злоумышленники украли 439 бетонных плит, установленных для укрепления дорожных откосов. Говорят, умудрились вывезти за один раз! Может, подогнали БелАЗ, может, кортеж из нескольких автомобилей. Не суть важно. Ведь гомельский случай — яркая иллюстрация проблемы, которая в последнее время приобрела воистину колоссальные масштабы. Берут все, что плохо лежит. Тащат туи и можжевельники, выламывают и уносят домой таксофоны, дорожные знаки, компостеры из автобусов и троллейбусов. Что делать с расхитителями, так и не ясно...


Не ломайте сгоряча!


Но вернемся к бетонным плитам. Факт удивительный и потому, что не заметить манипуляции воров на республиканской трассе, пусть даже ночью, почти невозможно! Однако неизвестного грабителя никто не остановил. И даже не позвонил в милицию. А все потому, что стереотип о своем и чужом (то бишь общем, ничейном) крепко сидит в каждом из нас. Крадут плиты? Ну и пусть. Государство возместит ущерб. Действительно, подсчитав потери, в «Белавтодоре» назвали цифру: убытки составили почти 10 миллионов рублей. Возмещать их будут дорожные службы, но фактически — мы с вами, налогоплательщики.


Подобные случаи обычно называют вандализмом. Другими словами — уничтожение, расхищение, нанесение ущерба. Проявляется вандализм не только в незаконном присвоении имущества, но и в его порче. К сожалению, у нас это стало тенденцией.


Только за 6 месяцев этого года республиканским трассам был нанесен ущерб в 142 миллиона рублей. Пострадало более 30 автопавильонов на остановочных пунктах. Некоторые из них восстанавливать пришлось с нуля. Часто воруют урны для мусора, тянут на дачи даже скамейки. Не могут унести? Тогда разрисовывают. Не проходят мимо названий остановочных пунктов, табличек с расписанием рейсовых и маршрутных автобусов. В хозяйстве все пригодится...


Особой популярностью у вандалов пользуются дорожные знаки. Их часто разрисовывают маркерами, «украшают» наклейками — в общем, приводят в негодность. Но и с собой прихватить не брезгуют. За полугодие украли 220 штук!


Некоторые воришки поставили дело на поток. Так, на трассе Р86 в Витебской области за один день украли сразу 55 знаков вместе со столбиками, на которых они были прикреплены! Машина с похитителями останавливалась около приглянувшегося дорожного знака, злоумышленники аккуратно срезали его ножовкой и бросали в кузов. Разумеется, они не задумывались о том, что отсутствующий на положенном месте знак может привести к трагедии.


— Нам иногда звонят водители, сообщают, что в том или ином месте пропал знак. Или говорят о том, что видели, как кто–то его снимал, — рассказывают в ГАИ. — Беда в том, что схватить злоумышленников за руку практически невозможно. Поэтому просто следим за тем, чтобы в кратчайшие сроки необходимый знак был установлен на свое место.


Смекалистые дорожные воришки тащат и световозвращающие катафоты со столбов, обозначающих обочину. Их просто отклеивают с бетонных конструкций. Не брезгуют и специальными наземными фонарями. Ими строители обычно отмечают аварийное место на трассе или участок, где идет ремонт. Отсутствие такого фонаря в темное время суток также чревато аварией.


Любимый сувенир


Ну ладно, дороги — через каждый километр милиционера ведь не поставишь. Крадут ведь и в городах. Воруют тротуарную плитку, скамейки в парках, тащат из скверов резные урны для мусора. Про разукрашенные каракулями граффитистов городские остановки общественного транспорта и говорить не нужно...


В Минске огромной популярностью раньше пользовались канализационные люки. Тяжеленные куски металла исчезали едва ли не каждой ночью. Теперь этот «сувенир», видимо, вышел из моды.


Как и таксофон. 10 — 15 лет назад никого нельзя было удивить аппаратом с оборванной трубкой или и вовсе пустой будкой. А сколько нервов потрепали абонентам картонки, которые хулиганы засовывали в отверстие для пластиковых карт!


Потом в Минске массово меняли телефонные будки. Старые манили к себе запасливых: бери — не хочу. И брали. Мол, городской квартире таксофон придает определенный колорит...


Сейчас новые современные модели аппаратов установлены под блестящими козырьками. Встретишь такие телефонные будки в Минске нечасто. Может, поэтому и меньше случаев вандализма...


Салон повышенной опасности


Страдает от хулиганов общественный транспорт. В автобусных и троллейбусных парках жалуются: часто разрезают обшивку кресел, рисуют на спинках. Известны факты, когда пассажиры отрывали поручни и пытались унести их с собой.


Недавно водитель минского автобусного парка № 6, выехав поздно вечером в последний рейс, заметил: единственный в салоне пассажир собирается дать деру, прихватив казенный огнетушитель. Шофер побежал за вором. Догнал. В результате злоумышленник избил его этим же огнетушителем...


Хватает проблем в поездах. В основном достается пригородным электричкам. Вандалы потрошат сиденья и разбивают стекла. Нередки и случаи группового хулиганства. Так, в начале августа компания молодых людей ехала на электричке со станции Пуховичи в Новое Село на дискотеку. Ребята были под хмельком. Разбили два межтамбурных стекла и внутреннее вагонное. Поломали сиденья, одно даже выбросили на платформу.


Железнодорожным составам достается и от горе–художников. Дилетанты оставляют свои рисунки внутри вагонов. Те, кто мнят себя профессионалами, тренируются в искусстве граффити в железнодорожном депо. Почти каждое утро сторожа (которые, кстати, обычно дежурят в одиночку и за всем уследить не могут) находят в депо новые «произведения искусства». Вагоны из–за таких экспериментов приходится перекрашивать.


В пассажирских поездах в основном бьют зеркала в туалетах, ломают умывальники и унитазы. Поживиться предпочитают либо железными пепельницами, установленными в местах для курения, либо фигурными подстаканниками — говорят, из них как–то особенно вкусно пьется чай.


Есть управа


Удивительно, но занимаются такого рода вандализмом люди разных возрастов — и молодые, и запасливые пенсионеры. Ведь бетонными плитами удобно мостить территорию дачного участка, люки можно использовать как крышки для бочек, железные столбики хорошо подойдут для прочного забора.


Существует и особая каста «коллекционеров». Им просто нравится собирать вещи, которые функциональной нагрузки не несут, но являются эксклюзивными. Есть у меня такой знакомый. В его квартире, почти как в жилище героя Леонида Ярмольника в известном фильме «Перекресток», на стене висит таксофон старой модели, к входной двери привинчен компостер, по углам стоит пара–тройка дорожных знаков... Вот только скамейки из парка Горького не хватает... Не успел, наверное, вынести.


Как же бороться со всеми этими «коллекционерами» и ворами? Универсального рецепта не существует. В отделении охраны правопорядка и профилактики Минского ОВД на транспорте уверяют, что у правоохранительных органов отработаны целые схемы по поимке хулиганов. Иногда помогают очевидцы, порой навести на след могут отпечатки пальцев на месте происшествия. Наказание зависит от тяжести преступления. Кто–то отделается штрафом. А кому–то грозит и тюремное заключение.


Самое неприятное в истории с вандалами в том, что штрафные выплаты, взимаемые с нарушителя, часто не являются единовременными. Вандал может отдавать государству финансовый долг в течение долгих месяцев. А в это время из наших налогов будут вычитаться средства на ремонт общественного транспорта, производство и установку новых дорожных знаков, покраску поездов... Вам нравится расплачиваться за то, что вы не делали? Мне нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter