Разглядывать предметы, история которых насчитывает несколько веков, всегда интересно. Особенно если с каждой вещью связана своя легенда. Национальный исторический музей до середины сентября приглашает всех на выставку «Драгоценные узоры» из собрания Государственного исторического музея города Москвы.
Богослужебные книги в золоченых оправах, роскошная церковная утварь, изделия Императорского стекольного завода, великолепные предметы интерьера, которые украшали царские покои еще несколько столетий назад. Всего 137 предметов декоративно-прикладного искусства и письменности привезли в Минск.
– Проект «Драгоценные узоры» начался в 2009 году и с тех пор побывал уже в шести городах, – рассказала «Знаменке» заместитель директора по фондовой работе Государственного исторического музея Москвы Марина Чистякова. – Минск – уже седьмой город, но что удивительно, в каждом новом зале, где располагается экспозиция, выставка воспринимается совершенно по-разному. И название «Драгоценные узоры» выбрано не случайно, ведь все предметы в буквальном смысле сделаны из золота и серебра, а художественное и историческое значение этих памятников искусства поистине драгоценно. Всего в нашем музее хранится около пяти миллионов экспонатов, поэтому минчане увидят лишь маленькую частичку того богатства, которое мы храним.
Секрет акульего футляра
Изюминка экспозиции в том, что в нескольких залах собраны, на первый взгляд, абсолютно несочетаемые вещи. К тому же предметы относятся к хронологическому периоду от XIV до XX веков. Здесь есть прекрасный итальянский нотный лист, сделанный в 1300-х годах, или французские рукописи XV века с огромным количеством золота.
С одним из музейных предметов, привезенных в Минск, связана интересная история. Так, в витрине за стеклом есть удивительной красоты очки в золотой оправе, а рядом – футляр из галюши. На футляре есть надпись, что императрица Екатерина подарила эти очки XVIII столетия одному канцлеру, при рассуждении о природе его головной боли. Дело было так. Когда старый канцлер в разговоре с Екатериной пожаловался, что у него часто болит голова, императрица ответила, что это по причине плохого зрения. Сняла с себя очки, которые завязывались ленточками на затылке (у нее было узкое лицо и сильная дальнозоркость), и подарила их канцлеру. Конечно, они ему не подошли, но был заказан специальный футляр из акульей кожи со вставками, в котором старый канцлер и хранил очки в своем доме. Кстати, галюша, или «костяная кожа», впервые появилась во Франции при дворе Луи XVI, когда кожевник Жан-Клод Галюша представил высшему свету Парижа изделия, сделанные из кожи ската и акулы. Ему удалось раскрыть секрет выделки такой кожи, державшийся в тайне на Востоке.
Икона на дереве
Еще один уникальный предмет – часть оклада иконы Федоровской Божьей Матери. Однажды князь Ярослав Федорович ехал по лесной дороге и увидел на дереве икону. Он помолился и попросил ее спуститься к нему, но ничего не произошло. Тогда был собран крестный ход, и только после этого икона спустилась. Ее окрестили в Костроме на ночь и поместили в церковь Федора Стратилата, поэтому и называется она Федоровской. Местные жители видели, как в одну из ночей Федор Стратилат обходил Кострому с иконой в руках, тем самым поручая город под покровительство Божьей Матери. К слову, Федоровская икона – двухсторонняя: на обратной стороне образ святой великомученицы Параскевы.
Рядом с иконой находятся работы мастеров оружейной палаты Московского кремля: это яблоко, которое подвешивалось в церкви к нижнему концу светильника, и прекрасная тарель с изображением городских пейзажей и цветов. Кстати, в книжном деле и декоративно-прикладном искусстве использовали одни и те же орнаменты.
На выставке можно увидеть и парные серебряную и позолоченную вазы, на одной из которых есть герб Строгановых. Это во многих отношениях исключительная в своем роде династия. Благодаря своему неслыханному богатству, не имея боярского происхождения, Строгановы занимали почетное место среди самых влиятельных семей, приближенных к царскому трону. Одна ваза была сделана во Франции, другая – в Москве, по специальному заказу.
Волосы в медальоне
Раньше в кабинетах на письменных столах можно было встретить курильницы. И это не старое название пепельниц, как можно было сразу предположить. Поскольку раньше в комнатах было холодно, кабинеты были небольшие и с маленькими окнами, для очищения воздуха использовали благовония. Для этого и нужны были курильницы.
Еще один непривычный для нас предмет – медальон для ношения локонов. В экспозиции таких два, и в каждом находятся волосы императора Александра I. Причем можно посмотреть, какого цвета были волосы у юного Александра – очень светлые, подходящие под название «скандинавский блондин», и у императора в зрелом возрасте – они стали пепельными. Локоны раскладывали веером, и только самые близкие люди могли носить такие медальоны на груди.
Юлия ГЛАДКАЯ, «ЗН», фото автора