Очки Екатерины Великой можно увидеть в Минске

Разглядывать предметы, история которых насчитывает несколько веков, всегда интересно. Особенно если с каждой вещью связана своя легенда. Национальный исторический музей до середины сентября приглашает всех на выставку «Драгоценные узоры» из собрания Государственного исторического музея города Москвы.

Разглядывать предметы, история которых насчитывает несколько веков, всегда интересно. Особенно если с каждой вещью связана своя легенда. Национальный исторический музей до середины сентября приглашает всех на выставку «Драгоценные узоры» из собрания Государственного исторического музея города Москвы.

 


Богослужебные книги в золоченых оправах, роскошная церковная утварь, изделия Императорского стекольного завода, великолепные предметы интерьера, которые украшали царские покои еще несколько столетий назад. Всего 137 предметов декоративно-прикладного искусства и письменности привезли в Минск.


– Проект «Драгоценные узоры» начался в 2009 году и с тех пор побывал уже в шести городах, – рассказала «Знаменке» заместитель директора по фондовой работе Государственного исторического музея Москвы Марина Чистякова. – Минск – уже седьмой город, но что удивительно, в каждом новом зале, где располагается экспозиция, выставка воспринимается совершенно по-разному. И название «Драгоценные узоры» выбрано не случайно, ведь все предметы в буквальном смысле сделаны из золота и серебра, а художественное и историческое значение этих памятников искусства поистине драгоценно. Всего в нашем музее хранится около пяти миллионов экспонатов, поэтому минчане увидят лишь маленькую частичку того богатства, которое мы храним.

 


Секрет акульего футляра


В экспозиции 137 предметов, история которых насчитывает не одно столетиеИзюминка экспозиции в том, что в нескольких залах собраны, на первый взгляд, абсолютно несочетаемые вещи. К тому же предметы относятся к хронологическому периоду от XIV до XX веков. Здесь есть прекрасный итальянский нотный лист, сделанный в 1300-х годах, или французские рукописи XV века с огромным количеством золота.


С одним из музейных предметов, привезенных в Минск, связана интересная история. Так, в витрине за стеклом есть удивительной красоты очки в золотой оправе, а рядом – футляр из галюши. На футляре есть надпись, что императрица Екатерина подарила эти очки XVIII столетия одному канцлеру, при рассуждении о природе его головной боли. Дело было так. Когда старый канцлер в разговоре с Екатериной пожаловался, что у него часто болит голова, императрица ответила, что это по причине плохого зрения. Сняла с себя очки, которые завязывались ленточками на затылке (у нее было узкое лицо и сильная дальнозоркость), и подарила их канцлеру. Конечно, они ему не подошли, но был заказан специальный футляр из акульей кожи со вставками, в котором старый канцлер и хранил очки в своем доме. Кстати, галюша, или «костяная кожа», впервые появилась во Франции при дворе Луи XVI, когда кожевник Жан-Клод Галюша представил высшему свету Парижа изделия, сделанные из кожи ската и акулы. Ему удалось раскрыть секрет выделки такой кожи, державшийся в тайне на Востоке.

 


Икона на дереве


Чернильница с фигурой женщины была сделана в Париже в конце XIX векаЕще один уникальный предмет – часть оклада иконы Федоровской Божьей Матери. Однажды князь Ярослав Федорович ехал по лесной дороге и увидел на дереве икону. Он помолился и попросил ее спуститься к нему, но ничего не произошло. Тогда был собран крестный ход, и только после этого икона спустилась. Ее окрестили в Костроме на ночь и поместили в церковь Федора Стратилата, поэтому и называется она Федоровской. Местные жители видели, как в одну из ночей Федор Стратилат обходил Кострому с иконой в руках, тем самым поручая город под покровительство Божьей Матери. К слову, Федоровская икона – двухсторонняя: на обратной стороне образ святой великомученицы Параскевы.


Рядом с иконой находятся работы мастеров оружейной палаты Московского кремля: это яблоко, которое подвешивалось в церкви к нижнему концу светильника, и прекрасная тарель с изображением городских пейзажей и цветов. Кстати, в книжном деле и декоративно-прикладном искусстве использовали одни и те же орнаменты.


На выставке можно увидеть и парные серебряную и позолоченную вазы, на одной из которых есть герб Строгановых. Это во многих отношениях исключительная в своем роде династия. Благодаря своему неслыханному богатству, не имея боярского происхождения, Строгановы занимали почетное место среди самых влиятельных семей, приближенных к царскому трону. Одна ваза была сделана во Франции, другая – в Москве, по специальному заказу.

 


Волосы в медальоне


Раньше в кабинетах на письменных столах можно было встретить курильницы. И это не старое название пепельниц, как можно было сразу предположить. Поскольку раньше в комнатах было холодно, кабинеты были небольшие и с маленькими окнами, для очищения воздуха использовали благовония. Для этого и нужны были курильницы.


Еще один непривычный для нас предмет – медальон для ношения локонов. В экспозиции таких два, и в каждом находятся волосы императора Александра I. Причем можно посмотреть, какого цвета были волосы у юного Александра – очень светлые, подходящие под название «скандинавский блондин», и у императора в зрелом возрасте – они стали пепельными. Локоны раскладывали веером, и только самые близкие люди могли носить такие медальоны на груди.

 


Юлия ГЛАДКАЯ, «ЗН», фото автора 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter