Очередник заплатит дважды?

Из-за ошибки чиновников 15 семей могут остаться без квартир

Из-за ошибки смолевичских чиновников 15 семей могут остаться без своих квартир

Не знаю, чего больше в этой запутанной истории: цинизма, криминала или безразличия к простому человеку. Скажите, можно ли сегодня под патронатом местной власти украсть у государства почти миллиард рублей и выйти сухим из воды? В Смолевичах на этот вопрос отвечают утвердительно и указывают на дом № 3 по улице Социалистической. Его строят уже четвертый год, на стройплощадке работает четвертый по счету подрядчик. При этом один из застройщиков, получив от дольщиков порядка1,3 млрд. рублей, не может прояснить дальнейшую судьбу поступивших на его счета средств. Райисполком же разводит руками и по всем вопросам направляет людей в суд: мол, решайте свои проблемы сами. Хотя, если разобраться, именно местная власть виновата в зарождении неуправляемого хаоса, который может лишить квартир 15 ни в чем не повинных граждан. Однако обратимся к фактам.

Турки растворились в закате

Эта стройка с первых дней началась с ошибки. Невольной или сознательной, сказать сегодня трудно. В 2008-м ЖСК № 11 заключил договор строительства с «УКС-Смолевичи». Последнее получило функции заказчика по возведению пятиэтажного 80-квартирного жилого дома по ул. Социалистической (в генплане № 3). До этого указанный ЖСК заключил договор без номера и даты с производственным кооперативом «Эквивалент», разрешив ему корректировку проекта дома с пристройкой 6-го мансардного этажа, а также административно-торговых помещений в цокольной части. По документам они являлись собственностью ПК «Эквивалент», кроме того, он автоматически становился генподрядчиком строительства и одновременно заказчиком на шестой этаж и цокольные помещения. За что вдруг такая благосклонность? Все просто: руководство ПК пообещало компенсировать часть затрат ЖСК, снизив тем самым стоимость квадратного метра. 11 августа 2008 года Смолевичский райисполком своим решением дал добро на строительство многоквартирного жилого дома второму застройщику.

— Данное решение напрямую шло вразрез с Указом № 43 Президента: по закону в доме может быть только один застройщик. И точка. Но местная власть почему-то закрыла глаза на это грубое нарушение. Еще один любопытный факт: директора ПК «Эквивалент» Игоря Хитрова на общем собрании дольщиков нам навязал тогдашний директор УКС, а позже — зампред исполкома по строительству А. Громыко. Как тут было не поверить, что наш будущий застройщик — великолепный профессионал без страха и упрека (хотя, как выяснилось потом, это был его первый дом). Тем не менее протокол № 13 общего собрания оформили с нарушениями законодательства, — рассказывает Надежда Ширко, председатель правления ЖСПК № 11 Смолевичи. — Позже, с 2008-го по 2011 год, между «Эквивалентом» и 15 дольщиками были подписаны договоры на строительство квартир в мансардном этаже. Первоначальный срок ввода объекта в эксплуатацию — сентябрь 2010 года. После допсоглашения его перенесли на декабрь 2011-го. Однако даже сегодня, спустя 4 года после начала стройки, дом так и не завершен. Не хватает нескольких миллиардов рублей на мансардный этаж.

Что же сорвало нормативные сроки? Во-первых, непродуманный выбор подрядчиков. Первыми строить дом по улице Социалистической в Смолевичах пригласили ООО «БелТуркСтройфинанс». Турки пробыли на объекте пять месяцев и ушли, оставив за собой 127 млн. рублей неотработанных авансов. Формально договор подряда с ними расторгли из-за некачественного выполнения работ, на самом же деле не было переводчика, который смог бы вразумительно объяснить рабочим поставленную задачу. Что же дальше? В мае 2009 года на стройке появляется очередной подрядчик. И опять это турецкое ИООО «БелЭкши». С июня 2009-го по июнь 2010-й они построили 4 этажа из шести и растворились в закате, прихватив с собой порядка 260 млн. рублей перечисленного им аванса. В сентябре стройка замирает почти на год — до июня 2011-го, когда в Смолевичи приходит ООО «Ослябя», подрядчик номер три. Минчане будут вести объект меньше года и уйдут из-за хронических неплатежей «Эквивалента». Увы, только в марте этого года все очнулись от летаргического сна и вспомнили, что в Смолевичах, оказывается, есть ПМК-228. Которая не сбежит в Турцию с чемоданом долларов, потому что она на месте, своя и под крылом исполкома. Но тогда, в 2008 году, их не видели в упор: всех подрядчиков чуть ли не за руку приводили УКС на пару с «Эквивалентом».

Квартиры по плану. План — липовый

Но мы забыли о 15 дольщиках шестого этажа. Большинство из них — очередники, стоящие в исполкоме на улучшение жилищных условий (в их рядах — 2 многодетные семьи и мать-одиночка). Заключив кредитные договоры с ЦБУ 621 филиала 616 ОАО АСБ «Беларусбанк», они перечислили на счет ПК «Эквивалент» в общей сложности 890 млн. рублей кредитных средств и 390 млн. рублей — собственных. Двое дольщиков и вовсе оплатили 100 процентов стоимости своих квартир. И тут вдруг выяснилось…

— Оказалось, что проект мансардного этажа не соответствует планировке квартир по заключенным с нами договорам. В плане значились 4 трехкомнатные, 4 однокомнатные и 8 двухкомнатых квартир. Но мы-то, дольщики, заключили договоры на 7 однушек… Банк указал на это явное расхождение только в 2011 году. Директор же ПК «Эквивалент» сказал нам, что собирался узаконить перепланировку шестого этажа «позже». То есть г-н Хитров подписал с нами договоры на заведомо несуществующие квартиры и начал строительство. Это же мошенничество чистейшей воды! — возмущены Людмила Волчёк, Константин Твардовский и другие дольщики дома по ул. Социалистической. — Еще один непонятный факт. С сентября 2010-го по июнь 2011 года стройка стояла вмертвую, однако ЦБУ 621 филиала 616 «Беларусбанка» продолжал перечислять средства по открытым кредитным линиям на счет «Эквивалента». К декабрю 2011-го наш дом уже явно не успевал, стала всплывать информация о неплатежах Хитрова подрядчикам и проектным организациям. Закономерно возникли вопросы о том, куда же истрачены наши деньги. Вразумительного ответа от руководства ПК «Эквивалент» мы не получили по сей день. Около 1,3 млрд. рублей бесследно растворились на его счетах.

Что происходит дальше? Поняв, что с ПК «Эквивалент» каши не сваришь, а стройку надо спасать от полного краха, ЖСПК № 11 делает ход конем. В сентябре 2011 года на общем собрании члены кооператива аннулируют протокол № 13 (тот самый составленный с нарушением законодательства). А также договор с ПК «Эквивалент» без номера и даты, заключенный на его основании. 27 декабря 2011-го на сессии Смолевичского райисполкома отменено решение № 1985 о разрешении «Эквиваленту» строить цокольный и мансардный этажи. 17 февраля 2012 года Хозяйственный суд Минска признает ничтожным договор между ЖСПК № 11 и ПК «Эквивалент» о разрешении корректировки проекта 80-квартирного жилого дома и т.д. Заметим, Игорь Хитров это решение не обжалует.

А значит, ни квартиры на шестом этаже, ни офисы в цокольном больше не являются его собственностью.

В сухом остатке — дилемма. Для ЖСПК это очевидная и очень нужная победа: они, наконец-то, избавились от проблемного застройщика. Для 15 дольщиков, строящих квартиры на шестом этаже, решение суда — как нож в сердце. Договоры-то они заключали с «Эквивалентом», ему же перечисляли деньги… Фактически и юридически после 17 февраля они остались за бортом строительства, не имея на руках ни платежек о перечисленных средствах, ни правомочных документов на свое жилье. В этой стройке их больше нет.

«Затраченные УКСом средства дольщикам придется вернуть…»

— С 2010 года мы звоним во все колокола и пишем, куда только можно. Проще сказать, ответов каких инстанций у нас сегодня нет, но они не помогают прояснить ситуацию и выйти из тупика. Ни банк, ни УКС сегодня не выдают нам справок о стоимости выполненных работ, отражающих реальные затраты ПК «Эквивалент» на строительство объекта. Проверка финансово-хозяйственной деятельности этой фирмы не начата до сих пор, в возбуждении уголовного дела в отношении Игоря Хитрова нам отказано. Сам он продолжает водить всех за нос, каждый раз давая противоречивую информацию и обещая решить все проблемы «завтра». На его счетах сегодня ни копейки. Если вдруг выяснится, что он бежал из страны, как те турки, подтвердить наше участие в стройке будет невозможно, — чуть не плачут дольщики. — В феврале этого года инициативная группа пробилась на личный прием к губернатору Минской области и изложила ему суть проблемы. Борис Васильевич обещал разобраться и помочь. На деле же в письменной резолюции дано поручение выделить ссуду на завершение строительства и оказать нам юридическую помощь в решении судебных вопросов с ПК «Эквивалент». Но вы спросите в исполкоме, как они трактуют это поручение.

…Юрий Веревкин в должности заместителя председателя Смолевичского райисполкома по строительству всего полгода. До этого возглавлял управление ЖКХ Бобруйского горисполкома. О судьбе своих предшественников-зампредов наслышан: один из них только что вышел из тюрьмы, второй недавно сел.

— Не хочу обсуждать то, что делалось не при мне. Сегодня из документально подтвержденных платежей можем озвучить следующие: ПК «Эквивалент» вложил в строительство мансардного этажа дома 287 млн. рублей и цокольного — 0 рублей. Его задолженность перед «УКС-Смолевичи» на данный момент составляет 300 млн. 592 тысячи рублей. Из перечисленных на счета «Эквивалента» дольщиками средств никак не просматривается сумма в размере 900 млн. рублей, — дает полный расклад Юрий Николаевич. — Что мы намерены делать? По поручению губернатора уже подготовлен пакет документов на получение ссуды под гарантии Миноблисполкома. С ее помощью УКС планирует достроить данный объект. Что же касается 15 дольщиков шестого этажа, всем им предложено вступить в ЖСПК № 11. Но при одном условии: затраченные на строительство их квартир средства УКСу придется вернуть. В противном случае…

Давайте озвучим эту фразу до конца. В противном случае эти 15 квартир будут переданы для строительства другим очередникам. А прежние дольщики окажутся на улице с обязательством возвращать банку ранее взятые кредиты. Ведь договоры, заключенные ими с Игорем Хитровым, после решения Хозяйственного суда Минска — в подвешенном состоянии. Суммы же, перечисленные в адрес ПК «Эквивалент», райисполком в расчет не берет. Причем даже в отношении тех, кто оплатил 100 процентов стоимости своего будущего жилья.

— Что делать? Подавать коллективный иск в суд и истребовать у ПК «Эквивалент» свои деньги. Другого выхода нет, — считает Юрий Веревкин.

О том, что именно райисполком сыграл одну из главных ролей в появлении г-на Хитрова на горизонте ЖСПК № 11 и завизировал своим решением изначально незаконный договор, сегодня никто не хочет и слышать. Это было давно. И не при них.

«Куда делись еще 300 млн., честно не знаю»

…Рабочий телефон ПК «Эквивалент» по адресу ул. Рыбалко, 26 молчит битый день. Игорь Хитров отвечает только по мобильному и сам предлагает приехать в редакцию. Позже я узнал, что в этом офисе давно уже никто не работает, а сам Хитров официально не директор указанного ПК и находится дома. Последний документ, выданный на руки дольщикам, подписан Э. Евсеевой, супругой Игоря Анатольевича. На нем нет ни номера, ни даты.

— Мы на грани закрытия… Средств на счетах действительно нет. Но если мне вернут права на цокольный и мансардный этажи, я найду 4 млрд. кредитных средств. Дом дострою даже себе в убыток, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть, — говорит Игорь Анатольевич. — Почему так вышло? Когда мы начинали строительство, готовой проектно-сметной документации не было. Мне понадобилось еще полгода, чтобы довести ее до ума. Да, тендер мы не проводили, но турки единственные, кто согласился работать без повышающего коэффициента на зарплату. Поэтому их и пригласили. Кто же знал, что первые не отработают полученные авансы, а вторые и вовсе украдут более 80 тысяч долларов. Третий подрядчик, ООО «Ослябя», потребовал новую экспертизу по проекту — на это ушло еще полгода (с ноября 2010-го по май 2011-го), все это время стройка вынужденно стояла. Потом случился кризис, и денег не стало.

Куда же ушли 1,3 млрд. рублей дольщиков? Игорь Хитров объяснил: 700 млн. вложено в строительство и проект, 200 млн. за четыре года «проел» офис (налоги, зарплата и т.д.). Куда пропали еще 300 млн. рублей, он «честно не знает». При этом г-н Хитров не скрывает: из средств, предназначенных на финансирование строительства, он по договорам займа перевел на свой собственный счет 267 млн. рублей. Ссуду обещал полностью погасить до 2013 года… С этим эпизодом все ясно, а как понимать продажу несуществующих квартир?

— Трешки никто не хотел брать: всем были нужны однокомнатные… Поэтому в банк я отдал первоначальный вариант проекта, а новый хотел утвердить потом, в рабочем порядке, — вспоминает Игорь Анатольевич. — Вы называете это мошенничеством? Я так не думаю. Если б это было правдой, я бы уже давно сидел в тюрьме.

…Вам стало страшно, захотелось заплакать, позвать на помощь милицию или написать гневное письмо в прокуратуру? Не волнуйтесь. Это обычная реакция всех, кто знакомится с данным делом. Затем начинаются вопросы. Почему бездействует ОБЭП МВД, Минфин и УДФР КГК? Достаточно ли мер, принятых областной «вертикалью», чтобы распутать этот многослойный клубок проблем и помочь людям? Виноваты ли дольщики в безграмотности прежнего руководства УКСа и райисполкома, которые довели рядовую стройку до проблемы регионального масштаба? Почему местная власть с легкостью игнорирует указы Президента страны (в частности № 396, 43 и 185) и какая сила может заставить их изменить свою позицию?

К сожалению, ответов на эти вопросы пока нет. Как нет и действенной помощи отчаявшимся семьям, решившим построить жилье с государственной поддержкой. Похоже, это безразличие — обычная реакция тех, кто пытается успокоить себя и прикрыться удобной фразой: «Если б это было правдой, он бы уже давно сидел в тюрьме». 

-----------------------------------------

Прямая речь

Ирина АРХИПОВА, первый заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси: 

— Указанная история выделяется на общем фоне и свидетельствует о том, что застройщик, заказчик и подрядные организации, Смолевичский райисполком сработали крайне неэффективно. Жилищно-строительные кооперативы создаются для выполнения определенных функций. Согласно Указу Президента № 43, контроль за деятельностью, в том числе финансово-хозяйственной, организаций-застройщиков возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы, а также на иные госорганы в пределах их компетенции. Этим же указом определены права и обязанности организаций-застройщиков. Они имеют право в случае передачи функций заказчика по строительству, реконструкции дома иной организации также контролировать ход строительства жилого дома и его стоимость, состояние расчетов с подрядчиками, а также производить иные действия, направленные на своевременное обеспечение ввода жилого дома в эксплуатацию, в том числе с привлечением инженера или инженерной организации.

Следовательно, уже в самом начале, когда появились первые признаки нарушений при строительстве указанного объекта, все участники должны были принимать объективные меры, чтобы не допустить такой ситуации, когда функции заказчика передаются нескольким организациям, привлекаются несостоятельные подрядные организации, заключаются договоры и оформляются документы в нарушение законодательства, не проводится сверка расчетов и не решаются другие вопросы по строительству.

Законодательная база, принятая за последние годы, позволяет избежать такого исхода. Утверждено постановление правительства, определяющее жесткие требования к финансовой состоятельности застройщика. Разработан проект новой концепция жилищной политики, который предусматривает участие в строительстве жилых домов только проверенных, хорошо зарекомендовавших себя заказчиков и подрядных организаций.

По ситуации, связанной со строительством жилого дома № 3 в Смолевичах, Минским облисполкомом принимаются соответствующие меры. В целях проведения контрольных обмеров произведенных затрат по строительству дома создана комиссия, предусмотрено до 1 апреля выделить из местного бюджета ссуду для завершения строительства дома. Определен и срок его завершения — 1 июля 2012 года.

-----------------------------------------

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter