Очередная большая перемена

Почему школьная реформа вызывает столько сомнений и споров? Чиновники ругают журналистов за то, что они искусственно создают проблемы на пустом месте.
Почему школьная реформа вызывает столько сомнений и споров? Чиновники ругают журналистов за то, что они искусственно создают проблемы на пустом месте. А те, кому приходится воплощать все эти школьные новации в жизнь, напротив, считают, что в реформе больше политики, чем истинной заботы об учениках. Мол, все модные новшества идут не от жизни, а потому и пользы от них ждать не приходится. Нарисованный в воздухе конечный результат, к которому стремимся, вдохновляет.

И стратегия вроде бы выбрана правильно. Но идем как-то неровно, спотыкаясь...

С какими проблемами сегодня сталкивается школьная реформа? Каковы ее "болевые точки"? Почему общественность не удовлетворена ходом преобразований и их некоторыми результатами? Сегодня своим мнением по этому поводу делятся участники недавнего совещания у Президента, на котором обсуждался ход школьной реформы.

Александр ЖУК, первый заместитель министра образования

: - Каждый день мы решаем задачи со многими неизвестными. Ничего не поделаешь, время усложняется. У школы теперь совсем иные задачи. Ребят нужно готовить к динамичной жизни. Знания нынче обновляются каждые три года, значит, учить детей нужно не столько запоминанию теорем, правил, стихов, как раньше, сколько умению самостоятельно добывать информацию, анализировать ее и применять в жизни. Увы, к такой качественно новой работе не готовы ни педагоги, ни учебники, ни школьные программы. Да и опыта у нас маловато, чтобы сразу свои учебники хорошие создать - не "толстокожие", а простые и доступные. Раньше ведь все научно-методические разработки велись в Москве, там были собраны лучшие педагогические силы. Мы, получается, начинали с нуля. Потому и натыкаемся на подводные камни. 10-балльную систему ввели, рассчитывая на ее гуманность и прогрессивность, а критерии сформулировали чересчур сложно. Отсюда и недовольство. К маю постараемся эту ошибку исправить. Для нас головная боль - как, с одной стороны, включить в содержание образования новые знания, а с другой - не увеличить учебную нагрузку ребят, которая и так примерно на 20 процентов выше, чем у их зарубежных сверстников. Загруженность некоторых школ не позволяет даже перейти на пятидневку. Когда я был школьником, не знал, что такое компьютер. Сегодня же информатику и иностранный язык нужно, по сути, вводить уже с 1-го класса. А это, сами понимаете, дополнительные часы. 12-летнее обучение - это не дань мировой моде, а неизбежное решение. Сейчас в школе изучают около 20 предметов. Их количество можно без ущерба для качества обучения уменьшить на старшей ступени обучения раза в полтора, как минимум. Но это дело не одного дня, хотя и по отдельности все проблемы решать нельзя. Это - как кубик Рубика, одноцветные стороны которого нужно складывать одновременно.

Наталья БУШНАЯ, директор минской гимназии

N 1 им. Ф.Скорины

: - Очевидная проблема реформы - слабая разъяснительная работа. Ведут ее непрофессионалы, люди, которые имеют косвенное отношение к системе образования. А все, что разрабатывают чиновники, делается руками и головой тех, кто работает в школе. И то, что недодумали в кабинетах, на местах каждый домысливает по-своему. Отсюда путаница и с 10 баллами, и со свободной субботой. Нужно время: чтобы разобраться. Еще рано подводить итоги. А основная проблема, на мой взгляд, - преемственность школы и вуза. Здесь - просто непаханая целина! Легче всего сократить учебные программы. Вот только как потом в институт поступать? Дополнительно изучать то, что сократили, с репетиторами? О каких перегрузках тут можно говорить! Не в них дело, а в том, что в учебниках - один уровень знаний, по учебному плану - другой, а вузы свои требования выдвигают. Нет, экзаменационные программы, конечно, не выходят за рамки школьной, но и по роману Толстого "Война и мир", и по тригонометрическим уравнениям можно такого наворотить, что и доктор наук не сразу разберется. Когда у нас, как и во всем мире, появится единый экзамен, когда тексты экзаменационных материалов будут открыты и для учителей, и для учеников, на мой взгляд, многие вопросы решатся сами собой. Более того, не следует сокращать все предметы понемногу. Должна быть профильная школа. Одним, к примеру, совершенно не нужна физика и химия на том уровне, на котором требует вуз, другим - биология и география. Школьник не может впитать в себя весь объем знаний. И чем раньше школе позволят ограничить количество предметов в старших классах, тем лучше.

Михаил ТИХОНЧУК, начальник управления образования Брестского облисполкома

: - Мне кажется, в последнее время мы слишком мало вспоминали о самом понятии "реформа общеобразовательной школы", о том, к чему в результате хотим прийти. Запинаясь на мелочах, забываешь о главном. Приходится одновременно внедрять много новаций, в итоге где-то что-то упускаешь. 10-балльную систему ввели, а градацию оценок получили лишь спустя пару месяцев. И все это время учителя больше времени тратили на то, чтобы разобраться, за что именно выставляется та или иная отметка, на разработку разноуровневых заданий, нежели собственно на урок. А как получили рекомендации - еще больше запутались. Уж слишком высокими оказались критерии...

Новые программы еще не доработаны, а учебные часы уже сокращены. Учителям нужно бы более творчески подходить к работе, а они стараются впихнуть в детские головы все, на что в прошлом году было отведено большее количество часов. Но что делать? Учебники под новый объем учебного материала пока не разработаны. Лишнее отбросить бы, а педагоги не решаются... Вот какая дилемма... Что же до учебников... Кажется, что это проблема уже из разряда вечных. Вроде и стараемся сделать полегче, доступнее, а выходит - только осложняем.

Татьяна МАКСИМОВА, председатель родительского комитета гимназии ј 7 г. Минска

: - На мой взгляд, обрушили мы всю эту реформу в основном на детей. Ждем каких-то результатов, положительных сдвигов. А может, стоило начинать со взрослых, с учителей? Им бы очень не мешало поработать над собой, повысить свой уровень, чтобы соответствовать преобразованиям, которые в школе происходят. Впрочем, когда педагоги вынуждены работать на полторы ставки, откуда у них время на самосовершенствование - к уроку бы успеть подготовиться.

Как и все новое, 10-балльная система приживается непросто. Но было бы даже странно, если бы все шло гладко. С одной стороны, такая система оценки морально поддержала неуспевающих, у которых теперь не будет отрицательных оценок, но несправедливо обошлась с отличниками - дотянуться до десяток очень сложно. И больше всех растеряны выпускники, рассчитывающие на золотые медали.

В пятидневке я не вижу острой необходимости. В общеобразовательной школе, где ее ввели, дети и так были не шибко загружены. А гимназисты и лицеисты как учились шесть дней, так и продолжают. Да им и пятидневка не нужна, ведь это дети, которые стремятся к знаниям. А вообще проблема не в количестве учебных дней. Главное, по-моему, научить ребят правильно организовывать свой день. Иначе и в будущем они всегда и везде будут не успевать. Моя дочь, к примеру, в гимназии - отличница, ходит на факультатив по химии, дополнительно посещает курсы математики и физики в лицее. И вместе с тем у нее достаточно свободного времени на развлечения.

Андрей ЛУКЬЯНОВИЧ, начальник управления образования Гомельского облисполкома

: - Это далеко не первая школьная реформа. Школа постоянно находится в поиске оптимальной модели обучения. И на каждом историческом этапе она сталкивается с одними и теми же проблемами: новые планы, плохие учебники, перегрузка школьников, неподготовленные педагоги. Наверное, в этом и заключается диалектика движения.

Пока реформа только набирает обороты. И судить о ней можно будет только через 5 лет. Вы готовите борщ и не знаете, каким он получится. А ведь это дело, в которое втянуты десятки тысяч людей, тысячи учреждений. Сегодня можно обсуждать лишь элементы реформы: хороши они или не очень. Почему не все родители приняли 10-балльную систему оценки? Потому что им толком не объяснили ее суть. Вот и не понимают папы и мамы, почему их дети из круглых отличников не превратились в круглых "десяточников". Критерии завышены? Но ведь не все должны получать "десятки". А система эта, на мой взгляд, очень даже жизнеспособна. Здесь хоть развернуться учителю можно, не ограничивая себя тремя баллами, как раньше. Не будет натянутых медалистов, ну и что? 12-летнее обучение, считаете, много? Когда реформа полностью охватит всю школу к 2010 году, предусмотрено, что вузы перейдут на 4-летнее обучение. Так что в целом дольше учиться дети не станут. В своих преобразованиях мы приближаемся к немецкой системе образования, когда профильное обучение - с 5-го класса, а последние два года - лицейское. Поставлена задача: в каждом районе открыть по 2 - 3 гимназии. На мой взгляд, повода для критики нет. Есть трудности, но ведь первые шаги всегда самые сложные. И я уверен: уже в этом году все станет на свои места.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter