Очередь в небо

Небо зовет. Тысячи молодых и не очень людей, отбросив финансовые и житейские трудности, по–прежнему мечтают потрогать ладонями облака...

Небо зовет. Тысячи молодых и не очень людей, отбросив финансовые и житейские трудности, по–прежнему мечтают потрогать ладонями облака. Беларусь всегда славилась традициями парашютного спорта и хорошо, что это не превратилось у нас в бизнес и дорогое развлечение для избранных. Это по–прежнему школа, которая закаляет дух и воспитывает характер.


Но небо и требует. В аэроклубах страны, которые после развала СССР удалось сохранить титаническими усилиями, сейчас непростая ситуация. Устарела авиатехника, летательные аппараты требуют дорого ремонта за рубежом, денег на все не хватает. Пока воздушный Рубикон не преодолен и мы не дошли до черты, после которой радость свободного падения обернется тяжестью приземления, воздушной отрасли надо помогать. Тысячи людей, влюбленных в небо, уверены: такие инвестиции окупятся с лихвой. Корреспондент «СБ» прошел «предполетную подготовку» в Могилевском аэроклубе.

 

Могилевчане, живущие в микрорайоне Казимировка, от которого до местного аэроклуба рукой подать, с любопытством наблюдают, как один за другим ныряют с самолета и растворяются в небе парашютисты. На секунды теряются из вида и вспыхивают яркими пятнами — раскрываются разноцветные парашюты–купола, парашюты–крылья. Один, пять, десять... Снова самолет и новая партия «одуванчиков». Похоже, желающих пощекотать себе нервы у нас немало.


Встречи под куполом


Суетятся на летном поле новички, профессионалы командуют «От винта!», взмывают в небо Яки. С четверга по понедельник в аэроклубе особенно оживленно: сюда приезжают те, кто мечтает не только увидеть землю с высоты птичьего полета, но и шагнуть в бездну с парашютом. В основной массе это молодежь, маскирующая страх бравадой. Но периодически подруливают к шлагбауму и солидные авто: 40 — 60–летние дамы и мужчины тоже не прочь стать «покорителями небес».


— Желающих полетать под куполом хватает, — подтверждает начальник могилевского аэроклуба Иван Касим. — Но у нас всего 20 парашютов. В этом году хотели докупить еще, да кризис планы подкорректировал.


Похоже, кризис не всем «крылышки подрезал». Многие мои земляки по–прежнему готовы платить за удовольствие. Некоторые тратятся не только на прыжок (первый, включающий теорию, стоит 120 тысяч рублей, второй — 90), но и на сам парашют. А стоит такой, между прочим, от 3 тысяч долларов.


— Это самый простенький — крыло, или, как его еще называют, матрас, — объясняет Касим. — Есть дороже — 5 тысяч долларов. В некоторых парашютах одна запчасть на тысячу евро тянет. Но люди, однажды испытавшие прелесть свободного падения, хотят в небо снова и снова. Вот и приобретают парашют. С собственным прыжок дешевле — 50 тысяч.


Со своими парашютами прибывают в могилевский аэроклуб и минчане. Говорят: «У вас очередь в небо короче». Когда летный сезон заканчивается, некоторые, как птицы, летят на юг. Парят зимой под парашютом где–нибудь в Арабских Эмиратах.


Мы за ценой не постоим?


«У богатых свои причуды», — выдыхаю вслух, мысленно прикидывая, куда потрачу свои 120 тысяч, которые зажала на прыжок. Тогда я еще не подозревала: причуды покупкой парашюта не ограничиваются. Оказывается, в аэроклуб наведываются и те, кто уже имеет или собирается приобрести собственный самолет! Просят здешних асов научить их летать.


Асам к такой работе не привыкать. В аэроклубе всегда занимались подготовкой летчиков–спортсменов. С 1996 года помогают освоить профессию пилота курсантам Военной академии Беларуси. Между тем обходится такая подготовка, недешево. Час полета — 400 долларов. Сесть за штурвал «учлет» может, отработав 10 — 15 часов с инструктором. Но всего по программе отлетать он должен минимум 30 часов. Курсанты Военной академии и больше наматывают. Раскошеливаться им не приходится, расходы берет на себя государство. А вот частнику за обучение придется платить из своего кармана! Удивительно, но заоблачная, по моим меркам, сумма тех, кто твердо решил стать пилотом собственного самолета, похоже, не останавливает. Учиться в Могилеве хотят не только белорусы. Приезжают из Свердловска, Смоленска, даже из Сибири. Говорят, в России, особенно в глубинке, не на чем летать — авиатехника или распродана, или очень старая. В частных московских аэроклубах цены вообще зашкаливают.


— Если человек готов выложить 100 тысяч долларов и больше на самолет, наверняка у него есть средства на обучение, — рассуждает Касим. — 100 тысяч — средняя цена. Примерно столько стоит американская «Цесна». Небольшой, легкий и довольно популярный нынче не только у европейцев, но и у россиян, украинцев самолетик. Он, конечно, не для высшего пилотажа, но для прогулок по небу — самое то. К тому же экономичный. Если наш Як за час съедает 60 литров топлива, этот американец — 20. Бэушную «Цесну», говорят, и вовсе тысяч за 50 купить можно. Хороший внедорожник порой дороже.


Небесное и земное


Казалось бы, если есть желающие учиться летать, почему бы аэроклубу на них не зарабатывать? Аэроклуб и рад бы. Но чтобы тренировать «частников», самим неплохо бы заиметь ту же «Цесну». А денег нет. Сегодня в аэроклубе — 16 Яков. Куплены они были еще при Союзе за счет Минобороны. С тех пор парк не обновлялся.


— Им уже по 20 лет. Но опытно–конструкторское бюро Яковлева в Москве признало: еще лет 5 спокойно могут летать, — уверяет Касим. — У Яков запас прочности хороший. У некоторых самолетов всего лет 10 — 15, и их списывать пора.


Самолет отправляют на пенсию не только по возрасту, но и в зависимости от трудового стажа, сколько часов он налетал. Мне объяснили: 500 часов один может налетать за год, другой — за 5 лет. Но как только это происходит, его обязательно отправляют в Минск, на авиаремонтный завод. Исследуют, просвечивают, как рентгеном, разбирают до винтика. После тщательного обследования лишь один старенький Як, долго служивший в могилевском аэроклубе, списали. Новый купить пока не за что. Стоит он от 200 до 500 тысяч долларов. Откуда у Могилевского аэроклуба такие деньги?! А ведь он — единственный в стране, где учат летать на самолетах. В Минском, правда, тоже самолеты есть. Но инструктор всего один. В Могилеве — целая команда. Причем сильная. Летчик Дмитрий Пащук несколько лет назад завоевал «бронзу» на чемпионате Европы. На чемпионате мира по высшему пилотажу могилевская команда тоже стала третьей. Если учесть, что конкурировали наши 30–летние летчики на Яках с 50–летними асами, — весомое достижение. По словам Касима, в Могилеве даже хотели проводить чемпионат Европы по самолетному спорту. Но какие–то нюансы в законодательной базе помешали.


Полеты во сне и наяву


Впрочем, могилевские летчики и парашютисты в будущее смотрят с оптимизмом. Для них ведь небо — и работа, и хобби одновременно. На счету спортсменки–парашютистки, чемпионки мира Галины Ракович более 10 тысяч прыжков. Ее муж, сын и невестка тоже в аэроклубе работают. Еще одна семейная пара — Дмитрий Яцук, командир авиационного звена, и его жена Анастасия — парашютистка. На свою будущую супругу Дима в день свадьбы с неба упал. Настя в подвенечном платье ждала его у Дворца бракосочетаний, он с самолета на парашюте к ее ногам и приземлился. По аэроклубу — пока еще по земле — кружит теперь их трехлетняя дочурка Валя. Мечтает стать летчицей, как папа.


Впрочем, мечты сбываются не у всех. Инструктор парашютно–десантной подготовки Андрей Пивоваров до сих пор с улыбкой вспоминает одного крепкого парня, так и не рискнувшего шагнуть в бездну с 900–метровой высоты:


— На земле подтрунивал над парнями и девчатами. Мол, никто из вас не прыгнет. Струсите в последний момент. Струсил из 12 новичков он один.


А вот одного старичка инструкторы сами отговаривали прыгать. Мало того что хлипкий, так еще и одет бедненько — по всему видно, деньги в семье нелишние. И очень переживали, когда тот неудачно приземлился. От удара у него даже слезы выступили. Но старичок быстро взял себя в руки: «Перестаньте сочувствовать, мне понравилось!» Через неделю пришел снова.


Увлечение небом, будь то спорт или хобби, из разряда элитных. И амуниция, и сам полет стоят недешево. Но в то, что к ним «не зарастет народная тропа», в аэроклубе верят. В ближайшем будущем тут хотят организовать обзорные полеты. Могилевчане и гости города смогут осмотреть местные достопримечательности с воздуха. Час воздушной экскурсии обойдется в 2 миллиона 400 тысяч рублей. С каждого пассажира — Як за раз берет на борт 10 экскурсантов — 240 тысяч. Впрочем, долететь, к примеру, до городской Ратуши можно и быстрее — за 15 минут. А значит, дешевле. Или, например, купить получасовую экскурсию на знаменитое Буйничское поле. Правда, эти полеты инструкторам и желающим сотрудничать с ними экскурсоводам пока только снятся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter