Очередь — понятие растяжимое

Основной автомобильный пограничный переход на белорусско–литовской границе «Каменный Лог» стал испытанием для водительских нервов...

Основной автомобильный пограничный переход на белорусско–литовской границе «Каменный Лог» стал испытанием для водительских нервов. Здесь порой приходится коротать в очереди по 8 — 9 часов. А «дальнобойщики» и вовсе теряют сутки. Да и на других пунктах пропуска — заторы. Что мешает машинам пересекать границу без всяких помех, вместе с руководством Ошмянской таможни выясняли корреспонденты «СБ».


Последний рубеж


Трасса Минск — Вильнюс. О том, что уже пора готовить паспорта, напоминает вереница припарковавшихся вдоль обочины фур. Шоферам крайних из них придется провести в очереди не меньше 12 часов. Мы пробираемся еще на два километра вглубь — в гущу событий, где закипают, нет, не радиаторы автомобилей, сами водители.


Начальник таможенного пункта «Каменный Лог» Виктор Фалевич показывает нам новинку в организации движения, позволяющую увеличить пропускную способность. Трасса, по сути, делится на четыре части. В крайней правой полосе выстраиваются фуры, в следующих двух — легковые авто (в одной очереди — с номерами Таможенного союза, в другой — союза Европейского), крайняя левая же предназначена для служебного, дипломатического и пассажирского транспорта. На деле каждая — отдельный пунктик полосы препятствий на выезд из страны, хотя теоретически пересечь по такому принципу границу можно без проблем.


Полоса № 1. Фуры. К нашему приезду их скопилось порядка 120 (хотя уже через два дня интерактивные карты на сайтах ГТК и ГПК давали цифру 320). В пункте пропуска необходимые таможенные декларации заполняет «дальнобойщицкий интернационал». Россияне, словаки, поляки, литовцы, белорусы — у всех заспанные недовольные лица и непередаваемая гамма эмоций.


Сергей из Смоленска везет в Голландию металлический профиль. На границе — сутки. 11 часов ему, правда, пришлось отвести на вынужденный отдых, во время которого, по действующим во всей Европе правилам работы водителя, машину с места было даже сдвинуть нельзя. Иначе — большие штрафы... Плюс — он выспался. Минус — его опередили те, кто был далеко позади.


— А я 12 часов уже стою, — возмущается россиянин по имени Олег, следующий по маршруту Москва — Калининград через Литву. — Не спал всю ночь. А как иначе? Меня обгонят другие, а кто ж меня обратно в очередь–то пустит? Почему бы не сделать, как на российской «Тереховке»? Там давно существует понятие «электронная очередь». Приехал — получил талон — тебя вызовут... Все фуры группируются в одном отстойнике.


Заместитель начальника Ошмянской таможни Сергей Самущев заверяет: подобную систему планируют внедрить при строительстве транспортного логистического центра в непосредственной близости от «Каменного Лога». Ориентировочно к 2015 году. Параллельно реконструируют сам пункт пропуска, чтобы увеличить его пропускную способность. Вопрос в деньгах. Согласно смете система обойдется примерно в 16 — 18 миллионов евро. Зато, во–первых, не придется каждые 10 минут «дергаться» на несколько метров. Во–вторых, на электронном билете выбьется примерное время прохождения таможенных процедур.


— Очередь на белорусской территории и сейчас могла бы двигаться быстрее. Но когда в фурах перевозят одно наименование товара — проверить его можно очень быстро. А когда 100? Пока все оформишь... Радует, что многие водители стали пользоваться системой электронного предварительного информирования. Это убыстряет процесс.


Некоторые «дальнобойщики» процедуру проверки уже прошли. Открытия шлагбаума в кабине своего «Мана» ждет водитель–поляк. Едет... в Польшу. Но через Литву. Почему?


— Логистика, пан, — хитро прищуривается он. — Мне начальник так сказал.


Таможенники позже обратят мое внимание: хитрит. Причина в другом. В странах Балтии нет ограничения на ввоз топлива. В Польше — 600 литров. Соотношение цен на бензин и на солярку в нашей стране и в Литве — 1:3. Даже с учетом небольшого крюка по территории соседнего государства для компаний–автоперевозчиков выходит значительная экономия. Только это, в свою очередь, увеличивает нагрузку на белорусско–литовские пограничные переходы... На польском же направлении очередей на выезд грузовых машин в последние годы не наблюдается.


Ввоз и ныне там


Впрочем, топливный «шоппинг» — это прерогатива водителей автомобилей легковых. На полосе № 2 скопились машины с литовскими номерами. Старенькие «Фольксвагены–Пассат–Б3», сотые «Ауди», «Рено–Эспейс», небольшие бусы «Фольксваген–Транспортер». Их характерная особенность — огромные баки, куда вмещается более сотни литров бензина.


Пообщался с водителями. Многие из них и не пытались скрыть: приехали в Беларусь именно за бензином. Добрались до ближайшей автозаправочной станции, залили баки — и обратно. Ну и пусть, что дорога домой порой растягивается на часы. 60 долларов за одну «ходку» лишними не бывают. Некоторым гораздо выгоднее преодолеть 140 километров туда и столько же обратно, чем заправиться на литовской стороне. В очереди «бензовозов» — примерно восемь–девять из десяти.


Витовтас приехал за бензином из Вильнюса. У него выходной. Работает в рыболовном магазине, продажей топлива подрабатывает, появляясь у нас строго раз в пять дней. Чаще нельзя — поездки с полным баком нынче ограничены нашим законодательством. Кстати, замечают сотрудники Ошмянской таможни, не зарастает народная тропа из Литвы в Беларусь и за сигаретами...


Куприян Михалевич, Вильнюс. И вроде бы приехал на родину, в Беларусь, навестить в больнице маму, тем не менее заправиться топливом под завязку не забыл, сохранив литы для семейного бюджета. Коренным соотечественникам Куприяна отведена полоса № 3. Поток между Минском и Вильнюсом неиссякаем. Еще бы, расстояние между двумя столицами гораздо короче, чем между Минском и, скажем, Брестом или Гомелем. Ну и пусть граница! Не преграда! Белорусы спешат в торговый центр «Акрополис» за дешевыми вещами и деликатесами, в аквапарк, на концерты, в местный «лоу–кост» аэропорт, да и полюбоваться архитектурой, в конце концов. Что обладателям шенгенской визы — выгода, таможенникам по роду службы — дополнительная нагрузка.


Время закрытых шлагбаумов


В день нашего посещения «Каменного Лога» машины с белорусскими номерами преодолевали границу враз. Но порой и им приходится делать паузу на восемь–девять часов. Похоже, ответ на вопрос «почему?» можно отыскать по ту сторону шлагбаума — уже на нейтральной территории.


— Литовцы работают очень медленно, — говорит мне водитель внедорожника БМВ бизнесмен Игорь, который по работе постоянно накручивает километры между Минском и Вильнюсом. — То, что белорусы разделили потоки, — это правильно. Но ведь за контрольно–пропускным пунктом вновь очередь смешивается... Тут уж кто первым успеет. А тамошние пограничники не спешат. «Итальянская забастовка» у них вновь, что ли? Это такая форма протеста, по которой вся работа делается строго по инструкции и по нормам — ни больше, ни меньше. Пару недель назад за два часа пропустили лишь 34 машины.


Подобные жалобы — не редкость. По интернету гуляет письмо одного из наших граждан, отправленное в том числе президенту Литвы и в сейм. Вот лишь короткая выдержка: «Из–за очень медленной работы литовской стороны на границе (пограничники и таможенники) мы были вынуждены вернуться обратно в Минск, так и не заехав в Литву. И мы были не единственными...»


Проблему признают и на Ошмянской таможне. Мол, мы–то можем работать быстрее, например усилить наряды. А толку? Литовцы на свою территорию запускают партиями. Выход? Вот ответ заместителя начальника Ошмянской таможни Сергея Самущева:


— Этот вопрос сейчас решается на уровне руководителей таможенных и пограничных служб двух стран.


***


180 километров за 10 — 12 часов? Увы, зачастую на машине выходит именно так. В выигрыше останется железная дорога, по ней путь из Минска в Вильнюс втрое быстрее. А эта пробка на трассе всех достала. Когда уж и ее извлекут из узкого горлышка пограничного перехода?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter