Очень нужный кадр. Сегодня повышенным спросом пользуются рабочие и маркетологи.

Приходится признать неоспоримый факт: желание получить высшее образование приобрело в Беларуси массовый характер. Вузовские аудитории ежегодно штурмуют 75 процентов выпускников школ. Однако диплом на самом деле решает не все. Высшее образование современному человеку прежде всего дает ориентир, обеспечивает его необходимым багажом знаний, а вот позаботиться о практических навыках каждый должен самостоятельно. Поэтому, к сожалению, гарантировать удачное трудоустройство вновь испеченному молодому специалисту заветная корочка может не всегда. Впрочем, в данной ситуации нет ничего парадоксального. На рынке труда в последнее время традиционно востребованы рабочие специальности. Они составляют 70 процентов от общего числа вакансий.

Приходится признать неоспоримый факт: желание получить высшее образование приобрело в Беларуси массовый характер. Вузовские аудитории ежегодно штурмуют 75 процентов выпускников школ. Однако диплом на самом деле решает не все. Высшее образование современному человеку прежде всего дает ориентир, обеспечивает его необходимым багажом знаний, а вот позаботиться о практических навыках каждый должен самостоятельно. Поэтому, к сожалению, гарантировать удачное трудоустройство вновь испеченному молодому специалисту заветная корочка может не всегда. Впрочем, в данной ситуации нет ничего парадоксального. На рынке труда в последнее время традиционно востребованы рабочие специальности. Они составляют 70 процентов от общего числа вакансий.

Водители плюс, бармены минус

— В конце прошлого года наиболее востребованными у городских нанимателей оказались строительные специальности, — говорит начальник отдела рынка труда главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Галина Гринчук. — По некоторым из них количество свободных мест превысило численность безработных в 10,3 и 12,9 раза соответственно. Пользовались спросом такие профессии, как слесарь-сантехник, тракторист, водитель автомобиля, каменщик, монтажник, электромонтер, токарь, штукатур. Такие предпочтения нанимателей вполне понятны, ведь сегодня весьма активно развивается строительная сфера. И рабочие руки в этой отрасли будут востребованы всегда. Причем достаточно высокой квалификации, ведь технологии не стоят на месте.
Однако наиболее остро, как в городе, так и на селе, в прошлом году ощущалась нехватка медицинских работников. На врачей спрос превышал предложение аж в 27—35 раз, а на медицинских сестер — в 8—13 раз. Причем в ближайшее время ситуация здесь вряд ли изменится к лучшему. Свою роль сыграло поспешное сокращение наборов в медицинские университеты. И чтобы восполнить пробел, понадобится как минимум несколько лет.
А вот найти себе работу операторам ПЭВМ, парикмахерам, секретарям, кладовщикам, вязальщицам, слесарям по ремонту автомобилей было не так-то просто. Не пользовались особым успехом у нанимателей и бармены, продавцы, мастера маникюра. Традиционно невостребованными оказались юристы, преподаватели, экономисты, техники и бухгалтеры. Между тем в вузах до сих пор объявляются немалые наборы на эти специальности. Впрочем, такая ситуация вполне объяснима: ряды будущих безработных в основном пополняются за счет платников.
В сельской местности проблемы с трудоустройством возникали у поваров. Это объясняется тем, что система общественного питания на периферии развита не так широко и специалистов данного профиля требуются единицы.

Программисты снова на коне

Однако не стоит отчаиваться. К примеру, у тех же бухгалтеров есть два варианта завоевать себе место под солнцем. Во-первых, можно попробовать стать специалистом в какой-то одной области — к примеру, бухгалтером по налогам или бухгалтером по зарплатам. К слову, отмечает директор консалтинговой компании “Квадрат” Светлана Коростелева, в иностранных компаниях такое разделение обязанностей давно уже стало нормой.
Во-вторых, необходимо повышать уровень своего образования и накапливать знания. К сожалению, рядовые “финансисты” сегодня мало кому нужны. Чего не скажешь о главных бухгалтерах. Правда, за последний год планка требований к специалистам этого уровня стала намного выше. Зачастую необходимо владеть иностранным языком и разбираться в международных стандартах финансовой отчетности. Особенно актуально это для компаний, которые выходят на внешний рынок. Вместе с тем предложения по зарплате для главных бухгалтеров, отмечают специалисты кадровых агентств, снизились и составляют где-то 30—50 процентов от докризисного уровня.
У не менее востребованных менеджеров по продажам фиксированная часть заработной платы уменьшилась практически вдвое. При этом, подчеркивает Светлана Коростелева, найти квалифицированных сбытовиков по-прежнему нелегко. И причина здесь весьма простая — считается, что эффективно продавать один и тот же товар человек может всего лишь три года. А дальше он должен или расти по карьерной лестнице или менять сферу деятельности. Как правило, опытные специалисты выбирают первое.  Не менее ходовая профессия — программисты. Да, в начале прошлого года многие из них оказались без работы, некоторым компаниям пришлось пойти на сокращение и высвободить до 80 процентов штата компьютерщиков. Однако тяжелые времена, похоже, остались позади. Сегодня вновь отмечается активный рост спроса на программистов.

Бренд — дело тонкое

О том, что частный рынок труда постепенно оживает, свидетельствует и еще один факт. Практически целый год специалисты по  персоналу были не нужны нанимателям. Как правило, их  антикризисные обязанности сводились к одному — красиво уволить сотрудников и изменить систему мотивации, чтобы снизить зарплату. С начала 2010 года вновь стали встречаться заявки на управленцев. Правда, работодатели ищут специалистов высокой квалификации с солидным опытом (3—5 лет) и знанием иностранных языков.
— В последнее время можно наблюдать интересную тенденцию, — рассказывает Светлана Коростелева. — Впервые в кадровые агентства стали обращаться государственные предприятия. Причем периферийные. Основная проблема, с которой приходится сталкиваться здесь руководителям, — необходимость провести грамотную ротацию кадров, пригласить молодых, перспективных, а главное, мобильных специалистов. А квалифицированных менеджеров по персоналу на таких предприятиях нет, как и опытных маркетологов. Без них же говорить о развитии бренда и продвижении продукции на внешнем и внутреннем рынке просто не приходится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter