С сахарным демпингом справились. А как с остальным?

Очень дешевое всегда подозрительно

НА каждой кухне, наверное, сегодня обсуждают последнее постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли, которым установлены предельные минимальные цены и торговые надбавки на белый сахар. Почему государству пришлось пойти на такой непопулярный шаг? Только ли в этой сфере надо бороться с демпингом?

Минувшей осенью в магазинах стал появляться российский сахар по цене значительно ниже белорусского. В одной из торговых сетей продавали его даже по 99 копеек за килограмм. Покупатели радовались. Отечественные переработчики мрачнели: сбыт падал на глазах, что грозило огромными финансовыми потерями.

Почему восточный сосед смог демпинговать? Ему энергоносители обходятся дешевле. К тому же цена на свеклу привязана к сахару. Падает она на готовую продукцию, соответственно, снижается и на сырье. Заводы не страдают, если сахар на рынке дешевеет. В Беларуси закупочную цену на свеклу подняли. К тому же у российских заводов не хватает складов. Производители сбрасывают сахар торговле, которая хранит его у себя, а в качестве ответной любезности требует уменьшения цены, чтобы быстрее продать. Но нам от этого не легче. Поэтому и идем на антидемпинговые меры.

Вероятно, сахаром дело не ограничится. О помощи взывают и переработчики зерна. В наши магазины стало поступать больше, чем ранее, российских муки, круп, макарон. Причины те же, что и с сахаром.

Теснить отечественного производителя стал и зарубежный уксус. Тут на россиян кивать не будем: полки магазинов ломятся от дешевого молдавского продукта. Все производители обычно сообщают, что он натуральный. Хотя на самом деле, если судить по дешевизне продукта, это уксусная кислота, разбавленная водой. Раньше у нас действовал запрет на использование уксусной кислоты. Потом его сняли, и в итоге получили демпинг.

С сахаром разобрались. Думаю, если понадобится, такое возможно с любыми продуктами. Сложнее с ширпотребом. В прошлом году страну наводнили дешевые товары, которыми торгуют выходцы из Средней Азии. Стоимость в 2—3 раза меньше продаваемых белорусскими предпринимателями. Последние и забили тревогу, считая, что могут разориться.

Снова тот же вопрос: в чем резервы для демпинга? Торговцы из далеких краев утверждают, что у них низкие накрутки. Если оптом берут, допустим, куртки по 50 рублей, то в розницу продают по 70. Такого не может быть, спорят наши продавцы. Если уплатить налог на добавленную стоимость, взносы в пенсионный фонд, зарплату и прочие расходы, с подобной наценкой будут только убытки. Поэтому, чтобы не прогореть, у белорусских предпринимателей цены выше.

Они и попытались разобраться в секретах конкурентов. Оказалось, что товары в магазины нередко поступают без этикеток, которые прикрепляются уже на месте. Хотя кассовые аппараты установлены, но часто не работают или же чеки просто не выдают. То же самое и с пластиковыми карточками: их или откровенно не хотят брать, или ссылаются на поломку терминалов.

МАРТ и Госстандарт также мониторили ситуацию. Нарушения нашли практически в каждой торговой точке. Не было сертификатов качества и документов на легальность товаров, неизвестны производители, продажа мимо кассы позволяет уклоняться от налогов.

Представители правоохранительных органов откровенны: на наш рынок хлынул нелегальный товар, без уплаты НДС и таможенных пошлин. Этим и объясняются низкие цены. Но, по закону, проверять новые фирмы нельзя в течение двух лет со времени создания.

И в самом деле ничего нельзя сделать? Думаю, можно. Нормативные акты не запрещают активных действий против откровенных нарушителей закона. Да, цену каждый вправе устанавливать свою. Но, вспомним, сколько усилий было приложено для борьбы с контрафактом. Белорусских предпринимателей от него практически отучили. Пора сделать это и в отношении приезжих. Законный товар — торгуй. Нет, давайте разбираться.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter