Молодой режиссер Нелла Василевская мечтает снять полный метр

Очарованная странница

Если брать книжных героев, то это, безусловно, Снусмумрик — веселый бродяга и философ, с искренним любопытством глядящий на мир. Именно такое впечатление с первого взгляда оставляет молодой кинорежиссер Нелла Василевская. Смешная шапочка с ушками, сияющая улыбка — и тихий восторг созерцателя, который прорывается в ее слова и фильмы.

Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО
Вспоминая съемки короткометражки «Мой брат» — дипломной работы в академии искусств, которая уже собрала букет фестивальных наград, Нелла признается — снимала на малой родине, в 20 км от дома:

— Мне помогли найти прекрасный хутор, где практически не потребовалось никаких доработок и перестановок, только навести марафет, чтобы все заиграло.

Она и сама хуторская, деревенская, настоящая, как будто травинкой проросшая из земли — местечко Сороки, прекрасная Воложинщина, девочка–фантазерка, друзьями которой были птицы, цветы и деревья. Только тогда она писала стихи, а теперь — сценарии. Простая семья, мама по образованию агроном, отец — тракторист, комбайнер и мастер на все руки, «чинит все, что движется и не движется», смеется Нелла, дедушка тоже тракторист.

«Думаю, секрет в том, что в детстве я много была одна», — размышляет девушка. Не было в их маленькой деревне детей, с которыми она могла бы играть, разве что городские ребята приезжали на каникулы — и уезжали по осени, оставляя недолгую летнюю подружку наедине с природой. Она сама себе придумывала невероятные истории, воображаемых друзей, которые заменяли товарищей по играм, и вспоминает об этом со щемящей нежностью:

— Природа для меня всегда была живой: наши холмы, наши закаты... Все это настолько мощно питает, что и сейчас, когда я приезжаю домой из города, такое чувство, как будто заново родилась.

Неудивительно, что для юной Неллы было вполне естественным и логичным изучать режиссуру обрядов и праздников, но оказалось, что этнографическая котомочка, заброшенная на плечо, — еще не все, что нужно в этой жизни. Девушка всерьез увлеклась театром, но набора на соответствующий факультет в академии искусств не случилось. Зато появилась возможность пойти на кинорежиссуру:

— Когда я стала разбираться, что за профессия — кинорежиссер — и чем он отличается от театрального, то обнаружила, что это абсолютно другой мир. Но подумала: наверное, мне это подходит! А потом я буквально влюбилась в свое дело и ни секунды не жалела, что ввязалась во всю эту затею. Хотя кто снимал кино, кто входил в эту воду, тот понимает, насколько она непредсказуема.

Творческий багаж Василевской — 12 короткометражек в разных жанрах, за которыми тянется скромный наградной шлейф: дипломы, места и призы зрительских симпатий на фестивалях в России, Китае, Чехии, Украине, работа вторым режиссером у Дмитрия Астрахана, распределение на «Беларусьфильм» — также вторым режиссером, ассистентом. Пока не Канны и не Венеция, пока не полный метр, но для молодого режиссера и результаты внушительные, и шаг уверенный.

— Мечтаю самостоятельно снимать. У меня несколько идей для полного метра, от драмы до сатирической комедии, но для начала мне самой нужно определиться, чего я хочу. И потом уже работать над сценарием, потому что сильный сценарий — это очень важно. Я пишу о том, что, мне кажется, будет интересно сегодняшним людям. Темы, которые меня волнуют, — ненужность человека, одиночество, в том числе женское, какие–то острые социальные мотивы, например, воспитание инвалида в семье... Зацепить меня может любая история — искренняя и человечная, с каким–то нестандартным финалом.

Снять полнометражный игровой фильм — вопрос не одного года: на «Беларусьфильме» конкуренция высокая, а финансирование для кинематографа вопрос больной и острый. Но Нелла на жизнь не жалуется. Просто трудится, готовится и ждет, когда ей дадут слово.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter