О моде на совместное потребление

Обыкновенный вещизм

Я все чаще отдаю вещи, которыми не пользуюсь. В идеале стремлюсь к тому, чтобы для каждого вновь купленного предмета — не важно, одежда это, посуда или какая–нибудь безделушка — расчищалось пространство в шкафу, ящиках стола или на антресолях. На дух не переношу захламленные помещения, от вида открытых полок, на которых теснятся шкатулки, книги, старые блокноты и статуэтки, меня мутит. Пугает и строгая иерархия кофемолок, комбайнов, мультиварок и блендеров в кухонных шкафчиках. Зачем собирать целую коллекцию, если свою функцию кухонная техника выполняет максимум пару раз в год? Рискуешь прослыть скопидомом...


Идеей sharing economy, что в переводе означает «совместное потребление», сегодня увлечены по всему миру. Люди обмениваются одеждой, квартирами во время отпуска, машинами, билетами в кино и театр, с радостью делятся друг с другом едой и одеждой. Прекрасный выход для тех, кто, как и я, не хочет становиться рабом вещей, — их ведь можно отдать во временное пользование или просто подарить. Как? В Минске, например, работают благотворительные магазины, куда приносят мешки с ненужными юбками, джинсами и пальто, где проходят так называемые дресс–кроссинг–вечеринки — отдаешь свою одежду, а взамен получаешь возможность выбрать что–то из чужого гардероба. Есть также специальные онлайн–сервисы и сообщества, в которых что–то пристраивают бесплатно, а что–то меняют. Я в таких группах по интересам довольно частый гость и вот что наблюдаю.

Как и в любом полноценном биоценозе, здесь обитают разнохарактерные личности: таятся хищные пираньи, ждут своего часа кроткие зайчики. Первые пристально следят за расписанием мероприятий и новыми постами в социальных сетях с одной целью — урвать лакомый кусок. Такие тянут в дом все — от штопаных носков до антикварной мебели. Почему бы и нет, даром же! На вопросы других пользователей — мол, куда вам столько? — скалят зубы: «Не ваше дело!» Другим вещи жизненно необходимы, но забирают они их, переминаясь с ноги на ногу и потупив взор. Им невыносимо стыдно за то, что тарелка с отбитым краешком или советский секретер достались совершенно бесплатно. Бедолаги оправдываются, дескать, не для себя беру, для многодетной тетушки, соседских сироток, интеллигентного дворового бомжа Василия... Так и хочется похлопать скромнягу по плечу: «А мне какая разница?»

Недавно я разместила в одном из сообществ фото глиняных горшочков, которые подарила приятельница и с которыми, к сожалению, отношения у меня так и не сложились. Фото тут же прокомментировала общительная дамочка: она приняла решение забрать посуду, а при встрече рассказала, что к заветным горшкам ей пришлось прорываться сквозь десятки нелестных комментариев. На нее буквально набросились, называя хапугой и параллельно обвиняя в мещанстве. Горшочки! Камнем преткновения стали бесплатные глиняные горшки!

Как–то раз мне довелось пообщаться с куратором одного из сообществ в интернете, где раздают и принимают в дар ненужные вещи. Девушка рассказала, что вынуждена была запретить писать в комментариях под фото социальные статусы — «инвалид», «одинокая мать», «пенсионерка». Ведь озвучивая свою принадлежность к этим социальным группам, люди сознательно пытаются вызвать к себе жалость, чтобы в итоге завладеть бесплатной безделушкой. Позиция довольно странная при условии, что все в сообществе равны и вещь обычно получает тот, кто первым поставит под фото комментарий. Есть и такие, кто приходит туда не просить, а требовать: пишут личные сообщения, обвиняют, ругаются, а иногда и подкупить пытаются. Третьи же с радостью забирают вещь, чтобы потом... подзаработать. Были случаи, когда пользователи видели фото подаренных незнакомцам телевизоров и чайников в разделе «продажа».

Поговорив еще о совместном потреблении, мы с той девушкой пришли к выводу: чтобы этот мировой тренд прижился у нас в стране, к процессу обмена вещами адекватно должны подходить сами его участники. Главное, спрятать зубы и оставаться человеком. Дело ведь касается всего–навсего вещей. Неужели их ценность выше ценности отношений?

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 171 (25053). Среда, 7 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter