О зимнем предновогоднем телевидении

Обыкновенное чудо

Похоже, что кинотеатры на какое–то время взяли тайм–аут, приберегая рождественские киноподарки на потом
Похоже, что кинотеатры на какое–то время взяли тайм–аут, приберегая рождественские киноподарки на потом. Кадры с приключениями озорных «Пингвинов Мадагаскара», комическими противостояниями «Несносных боссов» не вызывают эмоционального отклика. А чуда все–таки хочется. Зимнее предновогодие — как раз то самое время, когда душа просит спокойствия, комфорта, легкой расслабленности и почти детского удовольствия. В таких случаях лучше всего обратиться к анимации.

Одну из таких сказок подарил телеэкран, показав лучшее анимационное кино классика Андрея Хржановского — «Чудеса в решете», «В мире басен», «Дом, который построил Джек», «Лев с седой бородой». Само по себе явление этого автора в кино — неповторимое чудо. Он смог говорить о самом насущном, даже иногда весьма актуальном — например, о человеческой необразованности или бюрократическом абсурде («Жил–был Козявин») — языком утонченной графики и изысканной живописи. Он действительно мог «вызвать любое из столетий, войти в него и дом построить в нем». Чего стоит его Пушкин! В фильмах «Я к Вам лечу воспоминаньем», «И с вами снова я», «Осень», построенных на парадоксальных диалогах, Пушкин становится совсем близким, своим. А.Хржановский сделал знаменитую анима–пушкиниану по рисункам поэта. Этому режиссеру удалось подчинить анимационные кадры поэтической рифме, заполнить их изящной живописной пластикой, вдохнуть в них глубокую философию и тонкий юмор. Не случайно в «соавторах» у него Геннадий Шпаликов и Иосиф Бродский, Федерико Феллини и Тонино Гуэрра. Такое по–настоящему авторское кино сегодня воспринимается как неповторимая редкость.

Традиции подобного экранного рукотворения сейчас встретишь нечасто, но все–таки они продолжаются. С декабря в Музее белорусского кино демонстрируется анимационная ретропрограмма «Святочные рассказы». Кажется, что живописная мультипликация почти каждого фильма этой афиши может зачаровать всех тех, кто способен ее увидеть и почувствовать. Невозможно понять, откуда появляется мягкое мерцание, подобное изнутри идущему свету, озаряющее путь большого ангела, ведущего за ручку маленького (фильм «Рождественское» Ирины Кодюковой). Как нельзя разгадать тайну очаровательной непосредственности, запечатленной в каждом кадре фильма о рождении Христа («Рождество», реж. Михаил Алдашин). Эта старая и вечно новая история рассказана так же просто, наивно и бесхитростно, как ее рассказал бы ребенок, которому прочитали известную библейскую притчу. Автор показал понятный и принимаемый взрослыми и детьми мир, светлый даже в ночи, где живут добрые звери и строгие ангелы, где пастухи пьют вино и дерутся, а Дева стирает белье и где появляется жизнь, рожденная спустившейся с небес Любовью.

Есть много замечательных авторов, владеющих искусством создавать «саспенс», заставляющих зрителей быть в напряжении, испытывать настоящий азарт. Но только единицам даровано умение передавать состояние счастья. Может, за этим и стоит пойти на очень талантливое анимационное кино?

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия №231 (24612). Четверг, 4 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter