Обычная война в необычной стране.

Каким может быть финал ливийской трагедии.

События в Ливии продолжают приковывать к себе внимание всего мира. Бомбежки авиации НАТО, сотни погибших мирных жителей, тысячи беженцев, жесткое противостояние между ливийской армией и повстанцами. Чем может закончиться война, которая втягивает в свою орбиту все больше и больше людей? На этот вопрос “НГ” попросила ответить представителя Белорусской группы развития, находящегося сейчас в ливийской столице Триполи. По понятным причинам эксперт “Народной газеты” пока пожелал, чтобы данные о нем не разглашались.

Линия обороны

Предварительно следует констатировать объективный факт: действующей ливийской власти есть что терять. Во-первых, в случае победы мятежников многие должностные лица лишатся не только своих значительных сбережений, но и, по всей видимости, станут объектом преследований до конца жизни за “военные преступления против своего народа”.
Повторение иракского сценария в Ливии, когда большинство военных генералов сделались предателями и мирно вышли из игры, невозможно, поскольку руководство армией осуществляется либо сыновьями ливийского лидера, либо иными приближенными к Муаммару Каддафи лицами. При этом вся система обороны в Джамахирии построена таким образом, чтобы исключить возможность осуществления военного переворота.
Другим важным фактором является то, что в стране весьма широкая сеть местной спецслужбы — мухабарат (тысячи офицеров и агентов). Сотрудники данной службы — первые, кто подвергнется жестким расправам со стороны мятежников, поскольку являются важнейшей действующей силой политического режима Муаммара Каддафи. В связи с этим данная сила просто так не сдастся и будет сопротивляться до последнего.
Что такое ливийская армия, которая “воюет” со своим народом? Это обычные молодые люди и мужчины, которые были призваны на военную службу. В городах Ливии стало мало молодых людей — “все ушли на фронт”. Некоторые из них уже убиты во время авиаударов НАТО. Учитывая клановость ливийского общества, такие бессмысленные смерти прощены не будут.
Ливийский народ прекрасно помнит времена итальянского колониализма, оккупации, бомбардировок США и Великобритании в 1986-м, экономической блокады в 90-х годах. Имеется бесценный опыт выживания и борьбы. Не считая Триполи, народ здесь неизбалованный и весьма жесткий. Смерть врага люди воспринимают с большой нескрываемой радостью.
Кстати, погода этой весной выдалась непривычно холодная, она сравнима с летом в Беларуси. Такие условия весьма благоприятны для проведения наземной операции.

Битва за черное золото

Поставки нефти из Ливии в Европу приостановлены (в общей доле поставок в Европу ливийская нефть составляла около 3 процентов). Неспроста российские компании стали активно продавать нефтепродукты в страны Европы вместо поставок на внутренний российский рынок. Если Российская Федерация временно также прекратит поставки нефтепродуктов на западные рынки, то это неизбежно повлечет серьезные проблемы с бензином в Европе. В свою очередь в данных странах общественное мнение будет подготовлено таким образом, что народ сам попросит в обход любых резолюций Совета Безопасности ООН навести порядок в Ливии и быстрее возобновить поставки нефти.
Военная операция нужна не против ливийского лидера Муаммара Каддафи. Рассказы про захват нефтяных и газовых ресурсов страны тоже являются лишь отвлекающим моментом для массовой публики. Вся добыча нефти в Ливии и до этого контролировалась западными компаниями (в первую очередь США, Великобритании, Италии, Германии). Большинство продававшихся здесь товаров были из Европы, при этом в Ливии практически ничего не производилось. По сути, бывшая колониальная система никуда не делась и существовала просто в несколько другом виде. Такая ситуация была весьма и весьма выгодна для Европы и США. Нельзя забывать, как итальянский премьер Берлускони, откровенно говоря, “валялся в ногах” Каддафи, чтобы тот “забыл” историческую неприязнь и дал доступ итальянским компаниям к крупным инфраструктурным объектам в Ливии.
По существу же все дело в том, что западному миру не нужна стабильность у ближайших и дальних соседей. Все действия, которые разворачиваются на наших глазах, направлены на дестабилизацию положения в ключевых странах северной Африки и Ближнего Востока для удобства контроля над ними. А также — для решения ряда иных “спецзадач”, в том числе продвижения “пространства управляемого хаоса” поближе к китайской и российской границам. Война с Ливией состоялась бы в любом случае, независимо от уступок Каддафи, деятельности повстанцев и прочих обстоятельств.

Информационная артподготовка

В настоящее время западные СМИ подготавливают общественное мнение для начала наземной операции. Все эти обнародования “секретных” планов военных операций в Ливии имеют задачей в числе прочего предупреждение заинтересованных о том, что операция действительно состоится, и анализ реакции общественности на такое событие. Более того, когда в Европе возникнут очереди на автозаправках, сами мирные европейцы попросят решить вопрос скорее. Кстати, в США, которые не зависят от поставок ливийской нефти, уже искусственно создается проблема дефицита бензина на АЗС для своих граждан.
И та суета, что поднялась вокруг ливийского портового города Мисурата, говорит о том, что военная операция может начаться именно оттуда. Этот город находится относительно недалеко от столицы. Из столицы повстанцев — Бенгази — продвигаться до Триполи нереально далеко. А из Мисураты — близко и удобно. Остальная побережная линия Ливии практически непригодна для высадки десанта.

Возможный сценарий

Как начнется наземная операция? Для помощи “мирным жителям” “осажденной” Мисураты под эгидой ООН будет направлен гуманитарный корабль под флагом какой-нибудь европейской страны, охраняемый силами НАТО. Судно будет атаковано, что спишут на ливийские власти и сделают поводом для активных наземных боевых действий.
Почему ливийские власти смело заявили, что в случае начала наземной операции ситуация будет намного хуже, чем была в Ираке?
В Ливии начнется настоящая резня. Как между оппозиционно настроенными гражданами и лояльными Муаммару Каддафи, так и между двумя (возможно) последними и силами НАТО. Причем будут активно использоваться партизанские методы войны. Сам Каддафи никуда из страны не уедет (просто некуда). В худшем случае он затаится, а потом объявится для продолжения активной борьбы.
Во всем западном мире резко поднимется волна терроризма в настоящем понимании этого слова. Пока Муаммар Каддафи питает надежду на традиционные методы войны, ни одного террористического акта в Европе не произойдет, поскольку его сразу спишут на “полковника”, и это станет дополнительным поводом для проведения наземной военной операции. Но если клан Каддафи будет загнан в угол, их уже ничего сдерживать не будет.
Более того, данная работа может проводиться в тесном взаимодействии с силами, лояльно настроенными по отношению к Саддаму Хусейну, которые до поры затаились. В данной связи стоит вспомнить, что дочь Муаммара Каддафи Аиша была защитницей Саддама Хусейна на процессе против него.
Не следует также забывать, что ливийская разведывательная сеть довольно широко распространена в Европе, имеет много своих агентов влияния, которые также могут быть использованы в деле возмездия.
В настоящее время обстановка в Ливии напряженная. Круглые сутки небо барражируют самолеты. Сложилась катастрофическая ситуация с бензином. Не работает интернет, имеются постоянные перебои с телефонной связью. В отсутствие иностранных специалистов рано или поздно начнет рушиться вся инфраструктура. Всему народу выдано огнестрельное оружие. По улицам ходят малолетки с АК-47. В багажнике пустой машины, припаркованной где-нибудь возле рынка, можно увидеть автоматы. Периодически слышна стрельба (подростки иногда просто играются с оружием).
На одном из перекрестков в Триполи люди разложили французcкий флаг, чтобы машины могли по нему проезжать, а люди — топтать ногами. Народ выносит имущество из посольства США (телевизоры, мебель), поджигает посольства Франции и Италии. Возле посольства США постоянно слышна стрельба. Над посольством Великобритании развевается одинокий зеленый флаг.
В настоящее время многие ливийцы тем не менее пытаются жить обычной жизнью, томятся в очередях за бензином, стремятся уехать в южные районы страны к своим родственникам. Известие о смерти сына и родственников ливийского лидера довольно сильно всколыхнуло общество и еще раз заставило его задуматься о том, насколько несправедливо и жестко к нему отнесся западный мир.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter