Обязательность — это вежливость королей

О развитии предпринимательской инициативы

Итог личных наблюдений. Сдается мне, уже навсегда канули в Лету времена, когда бизнес в одиночку решал свои проблемы. А в госструктурах выступал лишь в роли просителя. Нынче он ведет диалог с чиновниками вполне на равных. Ставит вопросы. Порой не самые удобные. Но понимание находит. Вот, например, побывала на совещании с представителями бизнеса в Комитете госконтроля. Тема: Директива № 4 и развитие предпринимательской инициативы. Ее в конце февраля предложил предметно обсудить Георгий Бадей, председатель правления Бизнес–союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.Кунявского. Тогда в Гомеле проходил семинар по вопросам развития предпринимательства. Участвовали руководители Комитета госконтроля и Генеральной прокуратуры. Председатель КГК Александр Якобсон пообещал вернуться к теме в ближайшее время. И слово, как видно, сдержал. Еще один знак, что государство и бизнес — заинтересованные партнеры...


А разговор состоялся достаточно острый. Г.Бадей не скрывал чувств: «Большинство мероприятий (Директивы № 4) выполнено так, чтобы просто отчитаться о выполнении, для галочки...» Он стал приводить примеры. Переход на свободные контрактные цены в строительстве предусмотрен еще в августе прошлого года указом Президента, но практически они не применяются. Отрасль социально значимая, и подрядчики как огня боятся последствий применения свободных цен. Не придут ли потом проверяющие? Оказалось, Министерство экономики замешкалось с подготовкой необходимого постановления, чтобы указ заработал. «Надо министерство пошевелить, никакого регулирования цен в частных строительных компаниях быть не должно», — отрезал Александр Якобсон.


А вот по поводу цен на медицинские услуги возникла целая дискуссия. Мнение бизнеса понятно: жесткое регулирование отменить, контролировать только рентабельность. Но мне лично более близка точка зрения специалистов Комитета госконтроля. Качество частных медицинских услуг, увы, пока еще оставляет желать лучшего. А что касается цен, то не секрет: зайдешь по поводу одного недуга — порой найдут букет, чтобы побольше денег вытянуть. И то ли еще будет, если отпустить стоимость всевозможных справок и освидетельствований, которые, по сути, являются не медуслугой, а банальной административной процедурой! Частнику волю дай, будет деньги брать за каждый чих. Что, похоже, и делают. За прошлый год увеличили цены на медуслуги вдвое (хотя другие услуги подорожали только на 65 процентов). И за 2 месяца нынешнего года плюс еще 12 процентов роста...


Молочные, мебельные, швейные, машиностроительные холдинги. Хорошо или плохо? С одной стороны, понятно: нашей маленькой стране теперь придется конкурировать на 160–миллионном рынке Единого экономического пространства. Если игрок крупный, затраты у него на закупку сырья и материалов ниже. Следовательно, преимуществ больше. Но меня как покупателя обуви, молока и одежды интересует другое: а не вытеснит ли крупный бизнес мелкий и не будет ли потом диктовать цены? По словам Александра Якобсона, в ближайшее время в стране появится независимый антимонопольный орган. Он и будет отслеживать все возможные негативные проявления недобросовестной конкуренции.


Еще одна горячо обсуждаемая бизнес–сообществом тема — собственность. Директивой № 4 арендатор наделен правом преимущественного приобретения у государства площадей, которые занимает более трех лет. Георгий Бадей предложил дать им аналогичное право при аренде помещений у акционерных обществ с долей государства. И, кажется, погорячился. Потому что это уже прямое нарушение закона. Продать или не продать — решают акционеры. И государство, являясь одним из них, не имеет права диктовать условия всем. Проблема лежит в другой плоскости. В Минске до сих пор сохранились предприятия, которые, не скрывая, живут за счет арендаторов, а не за счет прибыли от своей хозяйственной деятельности. Кто же отпустит «дойную корову», передав ей офисы, цехи и магазины в собственность? Вопрос эффективности использования государственного имущества Александр Якобсон пообещал не оставить без внимания. А вот уровень налоговой и социальной нагрузки на бизнес — еще один актуальный вопрос, — похоже, надо обсуждать более детально и не в Комитете госконтроля. Сегодня 80 — 85 процентов добавленной стоимости предприятия отдают в бюджет, соцстрах. Что им остается на развитие? Вопрос понятный. Как и то, что проблема более глубокая. Быстрый переход на страховую пенсионную систему и резкое снижение налогов — тоже вещи, чреватые серьезными последствиями.


Александр Якобсон поблагодарил собеседников за открытый диалог. И пообещал ни одну из поднятых проблем не оставить без внимания. Есть у Председателя Комитета госконтроля и пожелание бизнес–союзам — заняться саморегулированием. Нехорошо, когда при наличии достаточного количества объединений КГК должен решать проблемы арендаторов рынка «Экспобел», которые направили коллективную жалобу. Хотя ни одного государственного собственника среди конфликтующих арендаторов и арендодателей нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter