Объявлена пожарная тревога

...Валентина Каменко из деревни Новый Свержень Столбцовского района ночью проснулась от грохота...

...Валентина Каменко из деревни Новый Свержень Столбцовского района ночью проснулась от грохота. Часы показывали без пятнадцати два, а в комнате было светло, как утром. В хате зазвонил телефон: «Подруга твоя горит!» К дому напротив, объятому пламенем, уже на всех скоростях мчались спасатели, милиция, «скорая»... А позже с пепелища вынесли два обгоревших тела. Екатерине было 28. Насте — 11. Девочка стала одним из семи детей, погибших в огне за первый неполный месяц 2013–го. Пятым — в Минской области. Почему случаются такие трагедии? В причинах разбирались корреспонденты «СБ».


Из искры — пламя


О деревне Новый Свержень в народе ходит дурная слава. Она держит в режиме повышенной готовности милицию, пожарных и местные власти. Председатель сельисполкома Анатолий Богдан замечает: есть хаты, куда одному сунуться опасно — только в присутствии участкового. Впрочем, к некоторым товарищам, ведущим асоциальный образ жизни и находящимся под микроскопом у проверяющих, в гости мы нагрянем позже. Чтобы в очередной раз убедиться: трещины в печах так и не замазаны до конца, бдительность электросчетчиков продолжают притуплять «жучки», хлама в комнатах все больше. Пожароопасная ситуация! Однако смертельный огонь, похоже, спровоцировала другая особенность населенного пункта. До Столбцов — рукой подать. Железная дорога и трасса Брест — Москва — под боком. А живописный вид на Неман — окончательный аргумент, чтобы горожанину прикупить здесь дачу. Председатель Богдан приводит цифру — в 2012 году их тут насчитывалось 139:


— Хозяйке этот дом остался после родителей. Сюда она приезжала в основном летом. Вместе с сыном, его сожительницей и ее дочкой. Всей семьей появились и за 2 дня до гибели. Однако Тамара с сыном накануне уехали, а Екатерина и Настя остались. Говорят, весь день топили печь. Понятное дело, хата была промерзшей... Перекалили?


В этом пожаре есть своя горькая мораль. Анатолий Богдан разводит руками: молодежь даже не знает, как правильно закладывать дрова. Наглядной иллюстрацией для них зачастую выступают не советы родителей–бабушек или листовки сотрудников МЧС, а американские фильмы, где главные герои картинно подбрасывают поленья в камин. Искры летят, как фейерверк...


— Статистику в большей степени определяют крупные районы вблизи столицы, где много домов используется под дачи. Наиболее пожароопасные в области — Минский, Борисовский и Пуховичский. Проблема здесь еще и вот в чем. Если наши инспектора свои проблемные точки с неблагополучными семьями знают, то проверить дачи, провести профилактическую работу с их хозяевами зачастую не представляется возможным. Очень трудно улучить момент, когда люди на месте, — анализирует обстановку помощник начальника Минского областного управления МЧС Анастасия Клебан.


Пока красный петух не клюнет


Выпил. Закурил. Сгорел. Эта смертоносная формула объясняет большинство пожаров. И что самое страшное, гибнут не только непосредственные виновники ЧП — их окружение. В том числе маленькие дети. Решения здесь должны быть радикальными. В любую минуту может вспыхнуть огонь? Ребятишки в таких условиях жить не должны. Владимир Рафальский, начальник управления надзора и профилактики Министерства по чрезвычайным ситуациям, предлагает крайнюю меру — изымать детей из семьи:


— С нашей подачи в прошлом году было принято уже 255 подобных решений, еще 155 человек лишили родительских прав.


— В обществе присутствует некоторое равнодушие. Мы не получаем своевременных тревожных сигналов о таких фактах от соседей, председателей сельисполкомов, старост, — сетует начальник отдела надзора и профилактики Минского областного управления МЧС Владимир Янчик.


Как ведется профилактическая работа в конкретной деревне? По словам Анатолия Богдана, каждое утро он начинает с проверки посещаемости школы и детского сада. Если кто–то не пришел на урок, подключаются социальные педагоги: выяснить, что случилось. Болеют или дома загуляли родители? Только опыт этого года показывает: на пожарах в основном гибнут дети из семей... благополучных. Те, чьи мамы и папы были на работе.


— А значит, в сторону профилактики нужно повернуть и работодателей. Если у мамы и папы совпадают графики, а малолетних детей девать некуда (таких семей в области только за январь насчитали 27) — это проблема. Мы сделали акцент на семьях, находящихся в социально опасном положении, а, выходит, где–то недоработали с другими, — такова позиция, высказанная Владимиром Янчиком.


Анастасия Клебан приводит конкретные примеры. Скажем, в Пуховичском районе родители ушли на ферму, заперев двери. В Молодечненском районе мальчуган, приболев, остался один дома. В Воложинском районе был случай, когда мама оставила ребенка и отправилась на субботник... А финал везде — трагический. И здесь проблема разворачивается в другую плоскость. То, что родители оставляют детей одних, — это собственная безалаберность или вынужденная необходимость? «Какая альтернатива?» — поинтересовался я у начальника управления образования Минского облисполкома Галины Казак.


— В прошлом году мы открыли 3 новых детских сада на 690 мест и реконструировали пять. Кроме этого, из здания дошкольных учреждений вывели 27 первых классов. Это добавило еще 988 мест. Неплохая цифра. Вообще же в сельской местности области в детские сады ходят 86 процентов ребятишек. 2.038 малышам до садов организован подвоз. Есть и новые формы работы. Можно приводить детей на час, два, три. Утром, вечером, в выходные. Даже круглосуточно. Такими нововведениями охвачены 3.600 детей, каждый третий из которых проживает в деревне. Еще мы открываем семейные детские сады. Их уже десять.


***


«Мы продолжаем настаивать на ужесточении ответственности за оставление детей одних», — излагает позицию МЧС пресс–секретарь Виталий Новицкий. Особенно малышей до шести лет. Это — мировая практика, написанная кровью и слезами. Впрочем, мне кажется, здесь важно не только пробудить родительское сознание, но и создать условия, чтобы мама с папой не стояли перед проблемой, куда пристроить ребенка.



Компетентно


Борис Батура, председатель Минского облисполкома:


— В первую очередь власти несут ответственность за гибель людей. В некоторых районах выделенные на ремонт печей средства освоены не в полном объеме. Надо раскрутить эту работу на местах, обойти каждый дом, оценить не только пожарную безопасность, но и социальное положение семей и принять соответствующие решения. Организатором должно выступить МЧС. Поручаю обратить внимание на недостаточный контроль за финансированием работ по ремонту печного отопления, электропроводки, закупке и установке автономных пожарных извещателей в домах малообеспеченных категорий граждан, выполнением работ по приведению в пожаробезопасное состояние объектов с массовым и круглосуточным пребыванием.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter