Объять необъятное: гид по фестивалю «Лiстапад»

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО.
Киноманов обуял восторг на грани отчаяния — глаз не знает, на чем остановиться. Объявлена программа XXIV Минского международного кинофестиваля «Лiстапад», который начнется ровно через неделю и будет проходить с 3 по 10 ноября. В конкурсных и специальных секциях форума столько редких и достойных картин — посмотреть их все за фестивальную неделю практически нереально. Вместе с директором программ игрового кино Игорем Сукмановым мы постарались разложить для наших читателей фестиваль по полочкам, обратить внимание на жемчужины коллекции «Лiстапада–2017». И прикинуть список фильмов, обязательных к просмотру.

События со словом «впервые»

1 Новация нынешнего года — абонементы для конкурсных и внеконкурсных показов. Так, в кинотеатре «Центральный» можно купить единый билет на все 11 сеансов основного конкурса игрового кино по цене 49,50 рубля. Абонемент программы «Молодость на марше», в которую войдут также 11 картин, обойдется в 27.50. В кинотеатре «Пионер» состоятся вечерние сеансы картин внеконкурсных, уже титулованных на фестивалях в Каннах, Берлине и Венеции. Всего 14 лент. На них также можно приобрести абонемент, как и на программу документального кино, которую по традиции смотрим в кинотеатре «Мир». Стоимость одного билета на фестивальные показы не будет превышать 5 рублей.

ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.
2 Кроме традиционных перечисленных площадок, киногурманы могут обратить внимание на расписание частного кинотеатра Фэлкон Клаб Бутик Кино, где впервые будут проходить сеансы «Лiстапада», в том числе для зрителей–полуночников. Скажем, израильско–немецкий хит, пикантную картину «Кондитер», можно будет увидеть в фестивальной программе «Цвет ночи». В этой же секции для взрослых нашему вниманию Франсуа Озон «Двуличный любовник» и иранский ужастик «Зар (злой дух)».

3 Свершилось, в конкурсной программе «Молодость на марше» впервые в истории появилась белорусская картина — «Завтра» Юлии Шатун. Программного директора «Лiстапада» Сукманова часто обвиняли в нелюбви к отечественному кинематографу, но Игорь до сих пор ложные обвинения отвергает: «Я с очень большим вниманием и любовью отношусь к нашим кинематографистам, но фильмы отбираю с не меньшей тщательностью. Всегда мечтал, чтобы в наш конкурс попадали белорусские ленты не только потому, что они наши. Хотелось бы, чтобы эти картины представляли собой талантливое художественное высказывание и у них был бы шанс попасть к зрителю не только нашего фестиваля. На мой взгляд, лента «Завтра» Юлии Шатун в этом смысле состоялась». В четверг, 9 ноября, режиссер сама представит свой фильм зрителям в кинотеатре «Центральный» в 14.30.

Основной конкурс

— Взглянув на список лент игрового конкурса, я прихожу к выводу, что «Лiстапад» продолжает свою миссию показывать кино бывших социалистических стран. Эти картины в широкий прокат, как правило, не выходят, и наш фестиваль остается уникальной площадкой, где можно узнать о том, как развивается кинематограф на близких нам по духу территориях. Заметим, что в отдельных регионах, как в Румынии, например, или в Болгарии, кино развивается стремительно. Румынских мастеров мы давно любим, а год назад открыли на «Лiстападзе» и наградили Гран–при болгарскую картину «Урок» Петера Вылчанова и Кристины Грозевой. В этом году, между прочим, эта режиссерская пара уже блистала в Венеции с новым фильмом «Слава». Мне, например, польстило, что в Минске мы их раньше для себя открыли. Вопрос: к кому будем прислушиваться в этом году?

— Вообще, ситуация сложилась парадоксальная: сегодня мы в мельчайших подробностях знаем обо всех девушках голливудского продюсера Харви Вайнштейна, их биография у нас отлетает от зубов, а вот что под боком в кино происходит, даже в нашей собственной стране или в соседних регионах, — для нас терра инкогнита. «Лiстапад» будет по–прежнему с этим бороться и открывать зрителям новые имена и фильмы, оказывающие сильное влияние на те процессы, которые происходят в современном мире кино. Все конкурсные ленты достойны вашего самого пристального внимания. У фестиваля за долгие годы, естественно, сложился свой круг любимых авторов — это и Борис Хлебников. Его «Аритмия» станет фильмом открытия (3 ноября, 19.00, к–р «Москва»). Именно продюсеры Хлебникова настояли на том, чтобы «Лiстапад» стал первой фестивальной площадкой, где презентуют картину, что нам польстило невероятно. Нет смысла представлять зрителям и Сергея Лозницу, в этом году в конкурсе его новая лента «Кроткая» (7 ноября, 21.30, к–р «Центральный»). Скорее, хочется назвать тех режиссеров–конкурсантов, имена которых не на слуху. Перечислю несколько картин:

Ильгар Наджаф. «Гранатовый сад». Азербайджан (6 ноября, 18.30, к–р «Центральный»). Картина говорит нам об обществе, которое не вышло из феодального поля, и это связано во многом с тем, что роль мужчины в таком обществе сакральна, каждый мужской поступок имеет свое оправдание. Фильм интересен прежде всего тем, что у режиссера очень жесткий, честный, правдивый и талантливый взгляд на эту проблему.


Джонни Хендрикс Инестроса. «Канделярия». Куба (9 ноября, 21.30, к–р «Центральный»). Одна из самых человечных картин конкурса, я вот сейчас ее вспоминаю, и у меня комок к горлу подступает. История пожилой кубинской пары разворачивается на фоне 90–х. Куба после развала СССР перестала получать от нас финансовую помощь, и страна переживала сильнейший экономический спад. Жизнь стариков в это время обесценилась донельзя. Но любовь спасает все в этой жизни. Из кинотеатра выйдете со слезами счастья на глазах, гарантирую.


Валеска Гризебах. «Вестерн». Германия (7 ноября, 19.00, к–р «Центральный»). Справедливо можете возмутиться, какое отношение имеет к фильмам соцлагеря эта картина из Германии успешного продюсера Марен Аде (ее фильм «Тонни Эрдман» был заслуженным триумфатором последних Канн). Да, с одной стороны, картина «Вестерн» о немцах. Но проблематика этой ленты наша. Немцы здесь живут на территории Болгарии и испытывают некоторые трудности коммуникации с коренными жителями. Их чувственность, человечность, отсутствие прагматического подхода к жизни несколько сбивают с толку наших героев. Но под влиянием этой стихии они тоже меняются и становятся более открытыми, так что присутствие «Вестерна» в конкурсе считаю вполне оправданным.


Райнер Сарнет. «Ноябрь». Эстония (6 ноября, 20.50, к–р «Центральный»). Этот фильм из разряда тех, где эстетика превалирует над чувствами. Картинка здесь столь фантастически красивая и изобретательная по своей стилистике, что даже если не входишь в историю с головой, оторваться от экрана не можешь. Мы часто задаемся вопросами национальной идентификации: кто такие белорусы, русские, литовцы, поляки? Так вот картина на вопрос, кто такие эстонцы, на мой взгляд, отвечает исчерпывающе.


Мы это любим

В конкурсе «Молодость на марше» встречаем имя режиссера из Туниса Каутер Бен Ханья с картиной «Красавица и свора» (6 ноября, 14.00, к–р «Центральный»). Ее лента «Орудующие бритвой» пару лет назад была тепло принята на «Лiстападзе». А с фильмом нынешнего года режиссер Ханья уже блистала в Каннах. Эволюция восточной кинематографистки происходит на наших глазах, что снова приятно отметить. Среди безусловных хитов программы можно назвать «Чарльстон» Андрея Крэцулеску (9 ноября, 16.30, к–р «Центральный»). Румынский режиссер сам представит зрителям картину. «Как только вы сядете в кресло и пройдут первые минуты фильма, вы поймете, что это ваше кино», — интригует г–н Сукманов. Все стереотипы румынского кино Крэцулеску преподносит с новой, более эффектной и зрелищной стороны.


Если вы спросите, а есть ли добрые, семейные и теплые картины на фестивале, и будет ответ — да! Это вся программа конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк». Детские писатели Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский на своих страницах в соцсетях разработали целый план мероприятий — рекомендую ознакомиться. Там есть все, как правильно детям и взрослым готовиться к сеансам в кинотеатре «Пионер», о чем говорить друг с другом перед и после просмотров каждой конкурсной картины. Словом, профессионально разобрали программу «Лiстападзiка», сломав стереотип о том, что кино в этой секции исключительно детское и для взрослых необязательное. Отнюдь. Достаточно сказать, что фильм «Дуновение жизни» (6 ноября, 17.00, к–р «Пионер») Иран в этом году выдвигает на «Оскар». Взрослые получат от детской программы форума не меньшее удовольствие.


Билеты на все фестивальные ленты уже поступили в продажу. Полностью с расписанием сеансов можно ознакомиться на сайте kinominska.by. Главный совет киноманам: старым дедовским способом отметить в календарике неделю с 3 по 10 ноября красным и бодро курсировать между пятью фестивальными площадками навстречу искусству — нас ждет очень много кино.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter