Обвес в законе

На многих автомобильных заправках нам "чуть-чуть" недоливают бензина.
На многих автомобильных заправках нам "чуть-чуть" недоливают бензина. За год, вероятно, на миллиарды рублей...

Большинству водителей, думаю, предлагали на АЗС "левый" бензин: порцией не меньше 20 литров и обычно со скидкой. Выходишь из машины, а на пути к кассе тебя перехватывает служащий и негромко интересуется: 20 не желаете? Не беда, если 300 - 500 рублей не хватает: это и есть скидка. Служащий берет деньги, а колонку каким-то образом включает сам, без компьютерного пульта. Возможно (скорее всего), с ведома кассира. Я долго не мог понять, откуда на АЗС, оснащенных точнейшей электроникой, может взяться неучтенный, "левый", бензин? И вот, как и обещал в публикации "Контрольное взвешивание" ("СБ", 21 ноября с.г.), пытаюсь это выяснить.

Заправлять машину можно двояким образом. Одни водители заказывают количество литров: 10, 15, 20. Но точная сумма в кармане есть не всегда, да и считать недосуг. Поэтому иные протягивают кассиру 10 - 15 тысяч и говорят: "На все!". Нетрудно заметить, что схемы применяются примерно поровну: половина водителей заправляются "на литры", половина - "на рубли".

В этом и состоял мой эксперимент: в течение недели на разных АЗС заправлялся часто, днем и ночью, небольшими порциями и поочередно - то на литры, то на деньги, причем строго по 5 тысяч рублей.

Удивительная закономерность! Когда покупаешь литры и получаешь сдачу, все сходится до рубля, до грамма. Во втором случае картина иная... Электронные счетчики на колонках столь же бережно дозировали "свои" литры и показывали порцию с точностью до двух нолей. А вот "мои" деньги считали не столь аккуратно, фактически недоливая бензин.

Самыми честными оказались АЗС, принадлежащие "ЛУКойлу" и "Белнефтехиму": здесь недолив не превышал 20 рублей. Самыми скупыми - "БелСтартСервис" (на улице Тимирязева, возле таксопарка) и "Минскавтозаправка", что на проспекте Ф.Скорины при выезде к Уручью: 80 и 100 рублей соответственно. Доказательства - на снимках.

Лишь в одном-единственном случае (на АЗС "Глициния", более известной как "финская заправка") колонка была точна и отвесила топлива на 5.001 рубль. Электронике, казалось бы, все равно: для нее нет круглых сумм, поэтому и считать должна точно, до рубля, до грамма. Почему же "ошибается" всегда в одну сторону? С вопросом обращаюсь к Олегу Ляху, директору самой честной заправки.

- Количество топлива менее 100 граммов колонка не улавливает, такова ее погрешность. Электроника настроена так, что округляет в меньшую сторону. Когда писали общую программу для АЗС, требование было именно таким. Это проблема всех колонок, поэтому и наша "Глициния", бывает, недоливает - на 30, 50 рублей. Оставшуюся сумму кассир готов отдать, но водитель обычно и не требует: бросил деньги и побежал.

Вопрос вот в чем: является ли эта погрешность неразрешимой технической проблемой или же она закладывается с умыслом? Вот что ответил Евгений Галат, метролог отдела измерений механических величин Белорусского института метрологии.

"В стране имеются старые колонки даже с литровой дозировкой, где ошибка еще больше. Они, правда, уже выводятся из эксплуатации. Но даже в самых современных погрешность отпуска определена в 0,25 процента. При заправке на пять тысяч рублей это составит 12,5 рубля - на такую сумму АЗС (компьютер, колонка) имеет право обсчитать".

- И так во всех странах?

- На Западе топливораздаточные колонки имеют только плюсовой допуск, исключающий недолив. Отечественные стандарты допускают как плюс, так и минус, то есть перелив и недолив одинаково возможны.

- Но преобладает почему-то недолив, причем более весомый, чем на 12 рублей...

- Тема не единожды поднималась на разных уровнях. Для специалистов не секрет, что по этой причине на АЗС образуются неучтенные остатки. Контраргумент всегда звучит примерно так: "Понятно, куда девается недолитый бензин. Но где взять лишний, чтобы переливать в бак каждой машины?.."

О каких суммарных количествах может идти речь? 12,5 рубля - это, конечно, пустяк, даже коробку спичек не купить. Мало кому придет в голову требовать сдачи в таком размере, но не будем забывать, что в стране ежедневно заправляются сотни тысяч машин. Что по совокупности признаков "цена - количество" самым массовым товаром давно является не хлеб, не молоко, даже не спиртное - именно бензин!

Мне не удалось точно выяснить, сколько топлива продается в нашей стране в розницу, через сеть АЗС. В разных инстанциях ссылались то на коммерческую тайну, то на невозможность подсчета: АЗС, дескать, принадлежат множеству различных собственников. Крупнейший из них - концерн "Белнефтехим". Виктор Азаров, советник по связям с общественностью, сообщил мне, что "Белнефтехиму" принадлежат 402 АЗС из 715, работающих на территории страны.

Попробуем подсчитать самостоятельно. Исходим из того, например, что столичное унитарное предприятие "Минскавтозаправка" 6 декабря реализовало на своих 28 станциях 274 тонны топлива. Экстраполируя, получаем, что 715 белорусских АЗС продают в сутки 6.996 тонн. Округленно - 7 тысяч тонн бензина разных сортов и дизельного топлива.

Допустим, половина продана "на литры", то есть строго по счетчику. Тогда в другой половине нормативная погрешность составит около 9 тонн: столько неучтенного бензина образуется за одни сутки. Но реальная ошибка колонки, как мы уже знаем, гораздо больше и составляет в среднем 30-50 рублей, но никак не 12,5... Так что 9 тонн нужно умножить еще в 3-4 раза. Словом, в месяц выходит 15 60-тонных цистерн, за год - 180. Несколько железнодорожных составов "левого" топлива! Его стоимость в пересчете на 92-й бензин превышает 9 миллиардов рублей!

Повторю, что подсчеты ориентировочные, специалисты могут их скорректировать. Эту неточность, полагаю, вполне оправдывает та приблизительность, с какой нам отмеряет бензин электроника. Можно было бы утверждать: объем теневого оборота бензина в нашей стране достигает, по некоторым подсчетам, 9 миллиардов рублей в год. Но не все так просто. "Левого" бензина, боюсь, гораздо больше!

Мы учли только очевидный обвес, который высвечивается на колонках и подконтролен каждому водителю. Хочешь мелочиться - требуй сдачи, не хочешь - дари кассиру "на чай". А точны ли весы на АЗС? В статье "Контрольное взвешивание" говорилось, что даже механические весы и гири на рынках регулярно проходят обязательную поверку. А как с электроникой? Всегда ли можно верить, что в отмеренной тебе порции содержится именно 10 литров бензина, а не 9,5?..

Метролог Олег Лях подтвердил опасения. Бывает, дескать, что механизм, который производит отсечку топлива, не установлен в нулевое положение. По счетчику не придерешься, а фактически дозировка будет неточной и, разумеется, не в пользу водителя. Конечно, АЗС тоже регулярно проверяют. Но проверяющие, бывает, и сами не имеют точных приборов.

"А у нас есть специальные машины, наши люди работают на АЗС с утра до вечера. И вообще, в этом деле много тонкостей... - многозначительно сказал метролог Олег Лях. - Но это отдельный разговор". Что ж, позднее мы непременно к нему вернемся.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter