Обувательские настроения

Кремлевская рота почетного караула носит белорусские сапоги ручной работы Когда по телевизору показывают парад в Москве, где в нарядной форме красуются солдаты и офицеры, никто даже не догадывается, что на ногах у многих из них — белорусские сапоги. И носят их только по праздникам. Предприниматель из Минска обувает в Кремле роту почетного караула при президенте РФ. Сапоги высокого класса предназначены для элитарных воинских чинов. Мастерская Франца Жилко существует с 1993 года. От классических лодочек она почти сразу перешла к обуви нестандартных размеров, для людей с заболеваниями ног. А потом было решено делать еще более редкую обувь, которую тоже не сыщешь в обычном магазине.  — От модельной обуви достаточно быстро отказался, я не художник, не могу быть уверен, что смогу создать некий шедевр, на который можно будет любоваться. Я больше инженер, и мне нравится искать решения проблем. Так, мастерская начала выпускать специализированную обувь, — рассказывает Франц Болеславович. Все началось с сапожек для коллективов народного танца, затем обувь сменила тему на спортивную. Франц Жилко стал выпускать сапоги для конников. В 90-е годы они были редкостью: единственная в СНГ фабрика располагалась в Подмосковье, но не выдержала кризиса и закрылась. Франц Болеславович поехал в Клин, нашел бывшего директора. Тот, правда, не захотел раскрывать всех секретов мастерства, зато продал за символическую цену деревянные колодки, по которым делались сапоги для конников. С двумя тяжеленными сумками наперевес Франц отправился восвояси.  На снимке: затяжчик обуви Александр ГУРИН. Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Кремлевская рота почетного караула носит белорусские сапоги ручной работы

Когда по телевизору показывают парад в Москве, где в нарядной форме красуются солдаты и офицеры, никто даже не догадывается, что на ногах у многих из них — белорусские сапоги. И носят их только по праздникам. Предприниматель из Минска обувает в Кремле роту почетного караула при президенте РФ. Сапоги высокого класса предназначены для элитарных воинских чинов.

Мастерская Франца Жилко существует с 1993 года. От классических лодочек она почти сразу перешла к обуви нестандартных размеров, для людей с заболеваниями ног. А потом было решено делать еще более редкую обувь, которую тоже не сыщешь в обычном магазине. 

— От модельной обуви достаточно быстро отказался, я не художник, не могу быть уверен, что смогу создать некий шедевр, на который можно будет любоваться. Я больше инженер, и мне нравится искать решения проблем. Так, мастерская начала выпускать специализированную обувь, — рассказывает Франц Болеславович.

Все началось с сапожек для коллективов народного танца, затем обувь сменила тему на спортивную. Франц Жилко стал выпускать сапоги для конников. В 90-е годы они были редкостью: единственная в СНГ фабрика располагалась в Подмосковье, но не выдержала кризиса и закрылась. Франц Болеславович поехал в Клин, нашел бывшего директора. Тот, правда, не захотел раскрывать всех секретов мастерства, зато продал за символическую цену деревянные колодки, по которым делались сапоги для конников. С двумя тяжеленными сумками наперевес Франц отправился восвояси. 

— Сначала сапоги получались грубые, неуклюжие. Перепробовали разные сорта клея, пока не нашли подходящий. Консультировались у спортсменов. В итоге и вовсе разработали свои колодки, — вспоминает директор мастерской. — Зато теперь 2—3 раза в год я представляю свою продукцию на международных выставках.

Свои сапоги для конников Франц Болеславович оценивает на твердую четверку из пяти. Сами по себе они могут показаться жестковатыми, но таковы требования. Носок специально усиленный на тот случай, если на ногу наступит лошадь, — чтобы не раздробило пальцы. Жесткой должна быть и пятка.

В 2003 году на выставке в Санкт-Петербурге к Францу Жилко подошли военные обменяться визитками. Оказалось, тогдашний президент России Владимир Путин дал команду воссоздать конный эскадрон роты почетного караула. Для конников нужна была вся экипировка, сапоги для роты присмотрели у Франца Жилко.

Заказ, 20 пар, надо было изготовить всего за месяц. Но только на то, чтобы создать одну пару, нужно потратить две недели. В срок мастера уложились, и та обувь хоть уже не блещет новизной, но «на ходу» до сих пор. Так сапоги заработали себе отменную репутацию. В итоге и этой осенью мастерская снова шьет обувь для Кремля…

Известное сравнение «ругается как сапожник» — это не про мастерскую Франца Жилко. Тут железная дисциплина. В ателье по пошиву сапог трудятся пять человек. Работа ручная, даже каблук делается из множества слоев кожи.

Редкую обувь носит и белорусская рота почетного караула. Сапоги «пережили» даже командировку наших солдат в Венесуэлу, где выдержали жару и высокую влажность. Есть обувь от Жилко в ротах почетного караула МВД и Госпогранкомитета. 

— Военные по привычке спрашивают, когда сапоги нужно нести на плановый ремонт, и очень удивляются моему ответу, что и вовсе не надо: срок их службы — 2—3 года без доработок, — объясняет Франц Жилко.

Мастерская увешана дипломами — лауреата городского конкурса «Лучший предприниматель 2004 года», почетными дипломами за внедрение спортивной обуви для конников. По итогам работы за 2008 год ООО «ФРА-МИЛ» занесено на Доску почета Советского района Минска.

На снимке вверху: затяжчик обуви Александр ГУРИН.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter