Обучение с трудом

Трудовое обучение в школе переживает второе рождение...

Трудовое обучение в школе переживает второе рождение. К «программным» фартукам и табуреткам, которые изготавливали на уроках родители нынешних учеников, незаметно примкнули дизайн одежды, тестопластика, плетение из лозы. И педагогов–новаторов в трудовом обучении появилось немало. Хочется дать ребятам многое, вот только база не позволяет...


В гостеприимной школе № 12 Гомеля во всей полноте мне стремились показать, как у них обстоят дела с «трудами». Гордость — участок земли (единственный такой в городе), где дети осваивают азы аграрной науки. На 50 сотках классические зерновые соседствуют с диковинными растениями. Одна на весь Гомель секвойя растет именно здесь.


— У нас хорошие традиции, даже были победы на ВДНХ, — о достижениях рассказывает заместитель директора Людмила Рабкова. — Для ребят это не только полезные навыки крестьянского труда, но и здоровый отдых. Плюс доход школе: саженцы деревьев реализуем городу.


Конечно, больших денег это не приносит. Зато отчасти компенсирует в школе недостаток «технологичного» труда. Мастерские здесь на грани аварийности, использовать их запретили. Возвести новые — проект готов — дело не одного года. А дети растут, им творчество необходимо сейчас. С девочками решили быстро. Шить, вязать, лепить можно и в обычном классе. Сама убедилась, попав на урок: барышни кропотливо втачивали молнии.


— И кулинарию тоже постигаете? — интересуюсь, как с навыками для будущих хозяек.


— Варочного цеха у нас нет, — ссылается на грустные реалии учитель Наталья Орехва. — Поэтому даю задания на дом. После девочки приносят фотоотчет о приготовленных блюдах, а также отзывы родителей.


С мальчишками оказалось сложнее. Редкая квартира сегодня оборудована столярным или токарным станком. Что возможно, осваивают, не покидая пределов класса: выпиливание, изготовление простейших заготовок. Остальному учатся теоретически. Конечно, описать, к примеру, процесс заточки детали — совсем не то, что сделать своими руками. Но в межсезонье, когда на участке работы завершены, пока так выходят из положения.


Подобный расклад трудностей в «трудах» — актуальная для наших школ проблема старения материально–технической базы, основы которой создавались еще в советское время. Так уж получается, что трудовое обучение сегодня — один из самых «дорогих» предметов. Оборудовать современный класс стоит более 40 миллионов рублей. Однако сомнений в надобности таких вложений с каждым годом возникает все меньше.


— Трудовое обучение — это и самовыражение детей, и закладка будущей профессии одновременно, — уверена Оксана Петроченко, начальник отдела естественно–математических дисциплин областного Института развития образования. — Дефицит специалистов, который испытывают предприятия, реально компенсировать, если заниматься этим всерьез со школы, над чем сейчас и работаем с управлением образования. Одно из новшеств — создание в каждом районе центров профориентации, где ребята смогут определиться в профессии.


В школе № 13 Жлобина, известной на всю Беларусь своими ноу–хау, говорят о том же. Автор учебных программ — преподаватель трудового обучения Виталий Гузов уверен, что хорошо поставленные «труды» — защитный тотем для детей во взрослой жизни. На этих уроках они получают профессиональные навыки и возможность реализоваться после школьной скамьи.


— Мы готовим ребят по трем профессиям, — приводит свои аргументы Виталий Гузов. — И должен сказать, треть наших выпускников идет работать по полученным в школе специальностям без дополнительного образования. Но чтобы закладывать качественную основу, нужна база. Мы, например, обновляем ее, реализуя «плоды» собственного труда: лопаты, грабли, швабры, молотки, стенды, постельное белье, знаки для природоохранных зон... Это позволяет покупать расходные материалы, заменять инструментарий. Но чтобы всерьез обновить станочное оборудование, нужны, конечно, другие средства.


В последние годы ситуация стала меняться к лучшему. База обновляется: где за счет собственно школьных средств, где — меценатов, а где — при активной помощи властей. Работала на то и республиканская программа развития общего и среднего образования, в этом году, правда, приостановленная.


Другой вопрос, как от точечных перемен перейти к общим, не забывая о финансовых сложностях? У «трудовиков»–практиков на сей счет собственное мнение. Одни уверены, что в системе образования должен появиться маркетинг. «Труды» могли бы обеспечивать инвентарем свои же учреждения. Не отдавать бюджетные деньги на сторону, а осваивать их на уроках труда с обоюдной пользой: дети учатся и производят. Звучало и другое: подвести переоснащение «трудовых» кабинетов под целевую программу, подобно той, что была по компьютерным классам, когда объединение усилий разных структур дало хороший результат. Его сейчас остро не хватает «трудам».


Личное мнение собкора


Я не сторонник того, чтобы превращать школу в организм, озабоченный зарабатыванием денег. Но... Всякий раз, когда бываю на выставках–ярмарках и вижу творения детских рук, понимаю: это могло бы с успехом продаваться ничуть не хуже дорогих вещиц, предлагаемых в модных салонах. Мне, конечно, объясняли, что открыть такие школьные лавки — и хлопотно, и проблематично, то есть невозможно в принципе. Но верится, что это — вопрос времени.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter