Обсудим два варианта?

– АЛЬТЕРНАТИВА вводу системы дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения — более интенсивное повышение тарифов на электроэнергию, — констатировала исполняющая обязанности заместителя генерального директора ГПО «Белэнерго» Нина ГРЕЧИХА.

Внедрять дифференцированную оплату населением электроэнергии в Беларуси в 2012 году не планируется

– АЛЬТЕРНАТИВА вводу системы дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения — более интенсивное повышение тарифов на электроэнергию, — констатировала исполняющая обязанности заместителя генерального директора ГПО «Белэнерго» Нина ГРЕЧИХА.

Окончание. Начало в номере за 8 сентября.

Так, если в 2003 году население платило по тарифу, который покрывал 100 проц. затрат на производство электроэнергии, то в 2012 году в связи с девальвацией белорусского рубля уровень покрытия затрат получается только 30 проц. А для того чтобы сохранить конкурентоспособность реального сектора страны, стимулировать население использовать энергию рационально, к общественному обсуждению предлагаются два варианта формирования государственной тарифной политики в области электроснабжения населения. И по каждому из вариантов прогнозируется к 2015 году увеличение тарифов на электрическую энергию для населения до уровня, обеспечивающего полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.

ПЕРВЫЙ вариант предусматривает внедрение в республике дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения в зависимости от объемов потребления (по аналогии с действующим в республике механизмом оплаты населением жилищно-коммунальной услуги водоснабжения) с поэтапным повышением уровня «базового» тарифа на электрическую энергию в привязке к темпам роста заработной платы и других доходов населения. При этом предлагается установить «льготные» объемы потребления электроэнергии на абонента (семью) в зависимости от количества зарегистрированных в жилом помещении граждан, от сезона года и от типа установленной в жилом помещении плиты для приготовления пищи (электрическая или газовая), которые будут оплачиваться по «базовому» тарифу (действующий по состоянию на 1 сентября 2012 года тариф — 250,6 руб./кВт·ч для жилых помещений с электрической плитой и 295 руб./кВт·ч для жилых помещений с газовой плитой).

Электроэнергия, потребленная сверх установленных «льготных» объемов, будет оплачиваться по более высокому тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения (по состоянию на 1 сентября 2012 года – 595 руб./кВт·ч). Данный тариф также будет применяться в квартирах (жилых домах), где отсутствуют зарегистрированные граждане.

Этот вариант потребует подготовительной работы по сбору информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан, в связи с чем внедрение указанного варианта возможно не ранее 1 января 2013 года. Также он потребует ежемесячной актуализации информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан, дополнительных человеческих и финансовых ресурсов на сопровождение системы дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения, связанных с необходимостью проведения энергоснабжающими организациями дополнительных сверок показаний приборов учета электрической энергии у потребителей, проверок платежей, контроля и актуализации баз данных по абонентам энергоснабжающих организаций.

При этом в целях исключения значительных объемов перерасчетов оплаты за потребленную электрическую энергию, связанных с регистрацией (перерегистрацией) граждан, населению потребуется своевременно информировать организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, председателей правлений жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, председателей товариществ собственников, председателей сельских (поселковых) исполнительных комитетов обо всех изменениях в составах семей граждан.

Вместе с тем для менее защищенных слоев населения оставят возможность оплачивать определенные объемы электроэнергии по более низким социальным тарифам.

ВТОРОЙ вариант предусматривает сохранение действующей системы расчетов с поэтапным более интенсивным повышением до 2015 года тарифов на электрическую энергию для населения. Характерной особенностью указанного варианта является простота системы расчетов за потребленную электрическую энергию без установления предельных объемов электропотребления, сверх которых будет применяться тариф, обеспечивающий возмещение экономически обоснованных затрат. Кроме того, будет отсутствовать необходимость постоянной актуализации информации о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан.

ОБА ВАРИАНТА будут широко обсуждаться с общественностью, прежде чем один из них будет принят к исполнению.

— Общественные обсуждения целесообразности ввода в Беларуси дифференцированных тарифов на электроэнергию проведут до 1 ноября 2012 года, — подтвердила Нина Гречиха. — Будут ли дифтарифы введены и когда, станет известно именно после обсуждения. Его результаты передадут Правительству для обсуждения и окончательного принятия решения.

Обязательно пройдут широкая информационная кампания и большое количество разнообразных обсуждений. Так, на сайте ГПО «Белэнерго» уже сейчас можно найти информацию, касающуюся предлагаемой системы оплаты электроэнергии, а также телефоны «прямой» и «горячей» линий, по которым можно задать вопросы и высказаться «за» или «против» введения дифференцированной оплаты электроэнергии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter