Общий рубль c гарантией

Белорусско-российская интеграция пережила немало взлетов и падений, но сейчас, похоже, наметился прорыв.
Белорусско-российская интеграция пережила немало взлетов и падений, но сейчас, похоже, наметился прорыв. Сначала руководители Национального банка, а затем и Премьер-министр Геннадий Новицкий заявили о том, что ими достигнуто принципиальное согласие с российскими коллегами по основным аспектам введения в обращение в качестве общей валюты российского рубля. Можно было бы искренне порадоваться, но прежний опыт заставляет усомниться: а так ли уж выгодно для нас очередное назревающее соглашение? Что конкретно беспокоит? Да в первую очередь позиция известной части российского истеблишмента. До сих пор помню, как один известный показным либерализмом ведущий популярной московской телепрограммы удивлялся: ну почему, скажем, Татарстан может быть субъектом Российской Федерации, а Беларусь - нет?! Вот и сейчас не кроется ли за ожидаемыми договоренностями по общему рублю что-то большее, чем будет прописано в документах?

И это не только мои, сугубо журналистские, размышления. Основания полагать, что в определенных российских кругах общий рубль попытаются использовать в корыстных интересах, есть у Президента. Такое мнение сложилось по результатам состоявшегося вчера совещания, на котором обсуждался вопрос использования российского рубля в качестве единой валюты. "Мы с Россией имеем ряд соглашений и договоренностей, но по многим позициям она их не выполняет, - отметил Александр Лукашенко. - До сих пор не решен вопрос косвенного налогообложения, из-за чего мы теряем в год 150 - 200 миллионов долларов. Строить таможню под Смоленском, если мы находимся в едином экономическом пространстве, нельзя. Где гарантии, что Россия будет выполнять новое соглашение?"

А ведь переход к единой валюте имеет принципиальное значение не только для экономики и финансов, но и для политики. Беларусь в этом плане твердо стоит на основе подписанного президентами двух стран и ратифицированного Союзного договора. Исходя из него, введение единого рубля должно работать на наше равноправное с Россией положение в союзе. И как в каждом основательном деле, Александру Лукашенко хотелось бы получить от визави по переговорам серьезные гарантии того, что все подписанное, в том числе прежде, будет выполнено. Президент отметил: речь идет об определенных шагах в политическом, государственном устройстве, которые не позволили бы кому-либо нарушить договор. "Нужны очень серьезные гарантии, - подчеркнул он. - Положение о единой валюте должно быть прописано в единой Конституции, которую на референдуме примут народы Беларуси и России... Нельзя вводить единую валюту, не решив вопрос создания Высшего Госсовета, где Беларусь могла бы на равных отстаивать свои позиции".

Кроме политических, требуются и более основательные экономические аргументы в пользу того, что наша страна не пострадает. По мнению главы Национального банка Петра Прокоповича, уже достигнутые договоренности обеспечивают Беларуси даже больше прав, чем имеют в валютном союзе ЕС его члены. Однако вчера ряд экспертов усомнился в том, что наше государство не потеряет изрядную часть финансовых средств и что, пользуясь общим рублем как рычагом давления, нам не навяжут грабительскую приватизацию. Как сказал корреспонденту "СБ" заместитель председателя правления Национального банка Павел Каллаур: "У нас вызывают опасения в первую очередь те проблемы, которые связаны с возможным снижением налоговой нагрузки и поступлений в бюджет. Однако самое важное - с введением единого рубля мы обеспечиваем макроэкономическую стабилизацию, низкий уровень инфляции и девальвации, что является весьма позитивным для привлечения иностранных инвестиций".

В том, что совместно вести хозяйство белорусскому и российскому народам выгодно, сомнений нет. Вопрос в деталях соответствующего соглашения. Каким будет окончательное на этот счет решение? Пока говорить рано. Александр Лукашенко распорядился привлечь к обсуждению проблемы широкий круг профессионалов, невзирая на их политические взгляды. Лишь после этого проект соглашения, предварительно одобренный в правительстве, будет еще раз представлен белорусскому Президенту как возможная основа для переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным. Но совершенно четко можно сказать, что позиции нашей страны будут отстаиваться твердо. "Никаких обещаний я никогда никому не давал, - однозначно заявил вчера Александр Григорьевич, имея в виду нашу общенародную собственность. - И не надо спекулировать, что Лукашенко ради того, чтобы остаться у власти, продает страну. Такого никогда не будет!"
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter