Общежитие

Воспитательная работа, которая проводится в каждом вузовском общежитии, оказывает на вчерашних провинциальных школьников огромное влияние.
Это только для иностранных туристов Минск - столица Беларуси и все. Зато каждый белорус наверняка знает, что главный город страны - это еще и город студентов. Немудрено: в столичных вузах учатся около 100 тысяч "мучеников науки" - почти все население таких городов, как Лида или Солигорск. Треть из них, если не больше, - приезжие юноши и девушки, для которых родным домом на 5 лет становится студенческое общежитие.

Много раз приходилось слышать охи-вздохи родителей, предваряющие жизнь детей-студентов в общежитии: "Один-одинешенек в огромном городе, среди незнакомых людей! Сам себе предоставлен. Случись что, и помощи попросить будет не у кого: мама-папа далеко..." Приблизительно так же причитала и моя мама, отправляя сначала брата, а потом и меня на учебу в Минск. Однако... Приезжают через полгода-год дети на каникулы в отчий дом, и родители уже с придыханием восклицают: "Как возмужал! Как повзрослела!" И дело тут не только в приобретенных навыках общения с людьми и вынужденной самостоятельности, которые в обязательном порядке предполагает проживание в общежитии. Свое благотворное влияние на вчерашних провинциальных школьников оказывает воспитательная работа, которая проводится в каждом вузовском общежитии. Далеко не все студенты назовут ее первопричиной своего взросления. Но лишь потому, что не каждый осознает: его воспитанием отныне занимаются десятки посторонних людей.

О том, что такое воспитательная работа в студенческих общежитиях, о ее скрытых и явных плюсах, я беседовала с проректором Белорусского национального технического университета по учебной и информационно-аналитической работе Константином БАЛАНДИНЫМ. Почему именно с ним, Константин Иванович объяснит сам.

- Минский городской исполнительный комитет ежегодно проводит смотр-конкурс "Лучшее студенческое общежитие". Нынче это звание досталось нашему интернату N 3. А в 2003-м сразу три интерната БНТУ - NN 15, 17, 16 соответственно - заняли все призовые места среди общежитий Первомайского района столицы. То есть у нас не один интернат образцовый, а остальные - так себе. Все общежития БНТУ на уровне, это, в свою очередь, говорит о том, что есть системность, плановость в работе. Мы хоть и технический вуз, но здесь обошли ведущие гуманитарные университеты: Белорусский государственный, лингвистический, педагогический... У нас есть чему поучиться.

- Поймите правильно, Константин Иванович, но словосочетание "воспитательная работа" звучит несколько настораживающе. Скажите любому кандидату на место в студобщежитии, что его там будут воспитывать, и он воспротивится: мол, только из-под родительской опеки вырвался, а тут - нате...

- Если именно так и сказать - конечно, воспротивится. Но ведь и в общежитии нет "надзирателей", которые бы ходили с указками и жильцам наставления раздавали: тут не сори, здесь не ходи, громко не разговаривай, свет выключи... Воспитывает, по большому счету, все: умная книга и интересная телепередача, благоустроенная территория университета и чистота в общежитской кухне, общественная работа и личный пример. А в узком понимании воспитательный процесс - это мероприятия, которые учат студента (будущего главного специалиста, директора предприятия или организации, управляющего трестом и т.д.) уважать себя и других, организовывать свою работу или досуг, работу и досуг своих подчиненных...

- Например?

- Принято считать, что гуманитарии больше интересуются литературой, искусством, им присущи лиризм и в некотором роде сентиментальность. Поэтому возьмем для примера студента-"технаря". Окончив вуз, он рано или поздно станет директором, допустим, завода. Если во время учебы он жил в общежитии, где чистота и порядок были главными критериями быта, если в свободное время мог сходить в спортзал, обустроенный здесь же, в интернате, или принять участие в студенческом вечере, или отдохнуть в комнате психологической разгрузки, - то, придя на завод, он приложит все усилия, чтобы создать такие же условия для своих работников. А если все было наоборот: грязная "общага", интересы дальше "поесть - поспать - семинар прогулять" не распространялись, - то и в заводском интернате с появлением такого директора перемен ждать не приходится. То есть воспитательная работа в студенческом общежитии хоть и кажется одномоментной, на самом деле - это работа на будущее.

- А есть ли моменты, характерные для работы во всех вузовских общежитиях? Ведь обшарпанные коридоры или грязная кухня - еще не показатель отсутствия воспитательной работы как таковой. Или все-таки показатель?

- В каждом интернате любого вуза есть студенческий совет, его члены - главные помощники коменданта и декана факультета. Есть оперативные отряды, которые следят за порядком, соблюдением правил пропуска посетителей и т.д. Студсовет, оперотряд - это своего рода школа общественно-организаторской, руководящей работы, личностного роста. А обшарпанные коридоры и грязные кухни - все же показатель... Но не отсутствия, а несовершенства воспитательной системы в конкретном интернате. В 14 общежитиях БНТУ живут более 8 тысяч студентов. Есть и такие, которых, казалось бы, ничем заинтересовать нельзя. Но здесь многое зависит от таланта штатного общежитского воспитателя: убедить, даже заставить поверить, что, например, грязная кухня - это не совсем то, что нужно для жизни. Если студент говорит, что ему все равно: грязно или чисто, то лишь потому, что он не жил в чистоте.

- Константин Иванович, в чем можно по-доброму позавидовать иногородним студентам Белорусского национального технического университета?

- Я уверен, что вы не найдете ни одного вуза, где бы издали сборник стихов студентов, проживающих в общежитии. Мы же своими силами выпустили альманах. И назвали "Дерзновение". А еще у каждого воспитателя есть дневник, который разработали наши педагоги. Там и перечень необходимой документации, и рекомендации, как наладить работу в интернате, не упустить из поля зрения студентов, которым необходима особая моральная и материальная поддержка... Мы всерьез надеемся, что этот дневник поможет воспитателю не только быстрее освоиться, но и совершенствовать свои организаторские способности. Есть у нас музей истории БНТУ, центр этнографии, фольклора и ремесел, фольклорный ансамбль "Каханачка". Мы 4 года подряд занимаем первые места на республиканской вузовской спартакиаде. В университете ежемесячно проводится 25 - 30 культурно-массовых мероприятий... Вы устанете все записывать...

- Интересно, сколько сил и денег, если это, конечно, не коммерческая тайна, тратит БНТУ в год на воспитательную работу?

- Не один десяток миллионов рублей - это деньгами. А в моральном плане... Дайте подумать... 28 тысяч студентов университета, преподаватели, воспитатели... Каждый из них так или иначе прилагает усилия, чтобы стать лучше самому или помочь в этом другому. Людей безучастных у нас нет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter