Общежитие закрывается. Почему в райцентре нужно строить государственное жилье?

В витебский корпункт “Народной газеты” позвонила штукатур из Шумилино Светлана Бочкова и с отчаянием в голосе рассказала, что общежитие, в котором она проживает с несовершеннолетним сыном, собираются перепрофилировать под гостиницу. А жильцам сказали выселяться. Но куда? Неужели в наше время так запросто можно оказаться выброшенным на улицу?

В витебский корпункт “Народной газеты” позвонила штукатур из Шумилино Светлана Бочкова и с отчаянием в голосе рассказала, что общежитие, в котором она проживает с несовершеннолетним сыном, собираются перепрофилировать под гостиницу. А жильцам сказали выселяться. Но куда? Неужели в наше время так запросто можно оказаться выброшенным на улицу?

Кому квартира по карману?

Недавно многие жильцы общежития КУПП “Шумилинский райагросервис” на улице Короткина, 16 получили грозное уведомление: освободить жилое помещение.
— Накануне у нас было собрание во дворе общежития, — рассказывает Светлана Бочкова. — Нам сказали, что вопрос о выселении решен, несовершеннолетние дети “не имеют значения” и что нам всем надо строить кооперативное жилье. Но как я его могу построить? Мы живем с сыном на одну зарплату, сын хорошо учится в школе и будет поступать в вуз, мне надо его поддержать.
Штукатур Бочкова четверть века возводит жилье, сейчас вот ведет отделку нового кооперативного дома в Шумилино, но построить для себя квартиру не смогла. “Все доходы уходят на текущие потребности. На свои деньги сделала ремонт в комнате общежития. Ничего лишнего мы позволить себе не можем”, — говорит она. Ей ежегодно предлагали войти в ЖСК, как-то даже она и согласилась. Но потом вышла. В общежитии проживает уже более 20 лет. В райисполкоме стоит в общей очереди на получение жилья под номером 3.

Для кредита нужны доходы

Начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Шумилинского райисполкома Василий Селезнев — человек прямой и руководствуется, как и полагает чиновнику, буквой закона.
— Сегодня в очереди на жилье у нас 305 человек, — говорит Василий Степанович. — Ежегодно мы сдаем кооперативные дома. Но вот создавать следующий кооператив не из кого. Мне ничего не остается, как “принудительно” агитировать вступать в ЖСК.
Так было и на том самом собрании жильцов общежития. Сказал чиновник резко — и на следующий же день ответ держал в кабинете у председателя.
— Поверьте, на самом деле никто из них на улице не окажется, всем найдем приют...
Но если заглянуть в корень проблемы, то люди, не одно десятилетие живущие в общежитии, свыкаются с тем, что иметь свой угол им не по карману, не дано. И сломать эту психологию сложно.
Анна Соловьева 30 лет работает в школьной столовой. Комнату в общежитии получал ее муж как работник сельхозтехники, но муж давно погиб. С тех пор никаких иллюзий на получение квартиры Анна даже и не питала. Здесь же прописан и их сын, которому 27 лет, но живет он в доме родителей жены и строит квартиру в ЖСК.
— Скорее всего, таких, как Соловьева, переселят в другое общежитие райагросервиса, — говорит Василий Селезнев. — Там высвободится несколько комнат после ввода 32-квартирного дома этим предприятием. То есть для тех, кто имеет непосредственное отношение к КУПП “Шумилинский райагросервис”, жилищный вопрос в принципе решен. Но большинство жильцов общежития работниками райагросервиса не являются. Что их ждет?

Ольга Карелина выросла в этом общежитии. В свое время ее отец был одним из лучших автомехаников в районе, но, по словам дочери, спился, давно нигде не работает. У Ольги своя семья. Вместе с мужем они работают на частном предприятии “Витконпродукт”.
— У нас кредиты на потребительские нужды до 2012 года. Куда нам впрягаться еще в жилищный кооператив? — негодует молодая женщина. — Муж говорит, будь что будет...
Ради получения своего жилья Ольге предлагали пойти работать дояркой. Она посчитала это “издевательством”. Шумилино все же город. А их общежитие расположено в самом центре, рядом с парковой зоной. Удобно и хорошо. Только вот если зайти внутрь здания, становится не по себе от обшарпанного черного коридора и разваленной общей кухни...
Еще одна обитательница общежития Валентина Лашкова после операции нигде не работает. Муж погиб, живут на зарплату дочери, которая работает фельдшером в сельском ФАПе. Им тоже после выселения деваться некуда.

Гостиница для райцентра

Оказывается, жить в общежитии, где есть отдельный санузел, горячая вода, для жителя райцентра Шумилино своего рода привилегия. Как сообщили “НГ” в отделе жилищно-коммунального хозяйства, в городском поселке немало домов, построенных еще 50 лет назад, с печным отоплением, без канализации и прочих благ цивилизации.
— В последнее время мы много вводим соцжилья: пять квартир в 2008-м, две — в 2009-м, — говорит Василий Селезнев. — В очереди нет ни ветеранов Великой Отечественной, ни многодетных. Но для того, чтобы решить проблему тех, кто проживает в старых непригодных “хибарах”, нужно строить и государственное жилье. Они не подпадают под категорию тех, кому положено социальное жилье. Но считаются малообеспеченными. Никакой банк им кредит не даст. Хотя условия кредитования для строительства в городе, где проживает до 20 тысяч населения, благоприятные. Под 1 процент на 40 лет! Почему бы не воспользоваться?!.
Для штукатура Светланы Бочковой местные власти выход из жилищного тупика уже нашли. Она, третья в общей очереди, имеет право на получение жилищной субсидии. С трудом, но подыскали квартиру, которую хозяева готовы продать по сходной цене. Светлана собирает деньги на предстоящий ремонт, который будет делать своими силами.
— Общежитие на Короткина, 16 давно нуждалось в ремонте, но у собственника — Шумилинского райагросервиса — на это средств нет, — говорит заместитель председателя Шумилинского райисполкома Анатолий Зайцев. — Райцентру как воздух нужна гостиница. Как выход из положения и было принято решение райисполкома о передаче здания на баланс ЖКХ.
Кстати, решение было принято еще год назад. Но с выселением не торопились. Ожидали, когда райагросервис достроит новый жилой дом, чтобы безболезненно расселить людей, кого — в новый дом, а кого — опять в общежитие.  Затягивать решение этого вопроса было нецелесообразно. Жизнь не стоит на месте, и если сегодня самому не побеспокоиться о собственной крыше над головой, завтра может быть поздно.
В Шумилино 160 человек собственноручно написали отказ от строительства кооперативного жилья. Не верят в то, что смогут вовремя погашать кредит. А значит, выполнение жилищной программы в отдельно взятом районе может оказаться под угрозой. Реализация государственной жилищной политики идет по нескольким направлениям. Варианты есть всегда. Главное, при решении проблемы учитывать конкретные жизненные обстоятельства. Тогда и у людей, десятилетиями живущих в общежитии, появится право выбора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter