Общественный транспорт — не роскошь

Но комфортным и точным он быть все же обязан. Такой главный лейтмотив разговора читателей «Р» с директором Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Валерием МИЛЕНЬКИМ. «Это насмешка или что? — гневно начала свое письмо в редакцию минчанка Нэлла Николаевна Вакула. – «Прямая линия» с Валерием Миленьким началась в 12 часов, а газету с ее анонсом мне принесли только после обеда. Нельзя ли было опубликовать его хотя бы на день раньше?» Можно, уважаемая Нэлла Николаевна, что мы и сделали, опубликовав данный анонс целых четыре раза, причем первая публикация была еще за три недели до самой «прямой линии». И очень жаль, что вы не заметили этих объявлений ранее и не смогли позвонить Валерию Семеновичу лично. Ведь благодарность за хорошую работу транспорта от ветерана автомобильной промышленности СССР, как говорится, дорогого стоит. Но мы обязательно передадим ваше письмо и вашу благодарность руководству Минтранса. Что касается других звонков, писем и факсов Валерию Миленькому, то они были, как говорится, исключительно о наболевшем. Причем среди обратившихся практически поровну оказалось как перевозчиков, так и пассажиров.
Кто защитит перевозчика? — Здравствуйте, Валерий Семенович! Вас беспокоит индивидуальный предприниматель из Гомеля Иваньков Андрей. Интересует вопрос по Указу Президента № 140 об установлении республиканского сбора за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспорт-ных средств, который вступил в действие в конце апреля. Распространяется ли он на автомобили, ввезенные в республику до выхода данного указа? — Распространяется. Дело вот в чем. Существуют два вида таможенного оформления для автомобилей, ввезенных из-за пределов страны: льготное – для автотранспорта граждан, ввезенного для личного использования, и полное – для юридических лиц, использующих ввезенный автотранспорт в коммерческих целях. Поэтому сегодня те автомобили, которые были оформлены в таможенных органах для личного пользования, а используются для коммерческой деятельности, должны быть, скажем так, дорастаможены уже не по льготному тарифу, а по тем ставкам, которые предусмотрены для юридических лиц. — А каким образом будет выполняться этот указ? — Транспортная инспекция при выдаче лицензионной карточки или при ее обмене будет требовать документы по таможенному оформлению автомобиля. И если эти документы не будут соответствовать тем установленным правилам, которые сегодня существуют, то в этом случае в выдаче лицензионной карточки будет отказано. — Правильно ли я вас понял, что если у моей нынешней лицензионной карточки срок действия еще не закончился, то до ее замены с меня доплаты требовать не будут? — Правильно. Лицензионная карточка выдается на год. Однако при ее замене доплатить придется обязательно. — Вас беспокоят сотрудники столичного предприятия «Автоперспектива». Будет ли Указ Президента № 140 распространяться на транспортные средства, которые хоть и принадлежат гражданам Беларуси, но находятся в аренде у российской кампании? — Это неважно, где они находятся. Главное, что если автотранспорт ввезен для личного пользования, а используется в коммерческих целях, то он попадает под действие упомянутого указа. Если же автомобили находятся в республике на условиях временного ввоза, то их тоже необходимо оформить в таможенных органах соответствующим образом. — Савостенко Андрей из Мозыря. Куда и кому оплачивается республиканский сбор, предусмотренный Указом Президента № 140? — В таможенные органы. Там сделают перерасчет (учтут сумму, уже оплаченную вами ранее) и выдадут документ, который вам необходимо будет представить при получении новой лицензионной карточки. — Но ведь речь идет об очень больших деньгах. Нельзя ли будет оплатить требуемую сумму не всю сразу, а частями в течение какого-то определенного срока? — Указом такая возможность не предусмотрена. — Вам звонит частный перевозчик из Новополоцка. Ходят слухи, что с 1 мая во всех маршрутных такси, без исключения, необходимо будет установить кассовые аппараты. Это так? — Почему только с 1 мая? Это надо было сделать еще в 2002 году, когда вступили в силу «Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом». — Но правила — это еще не закон. — Они зарегистрированы в Министерстве юстиции, а потому являются нормативным актом, обязательным для исполнения. — Но ведь индивидуальные предприниматели платят единый налог, который не зависит от выручки. Зачем нам кассовые аппараты? А потом, ведь это какая дополнительная нагрузка на водителя, который должен одновременно и следить за дорогой, и обслуживать пассажиров, да еще и билеты пробивать. — Билет — это не только документ, подтверждающий плату за проезд. Он является еще и своеобразным договором между пассажиром и водителем на обслуживание, потому как включает определенные обязанности и права сторон. И не дай Бог что случится, именно он служит основанием для требования соответствующей моральной или материальной компенсации. Поэтому установка кассовых аппаратов обязательна на всех маршрутках, за исключением только тех, которые работают на межгороде и пассажиры которых обилечиваются исключительно через кассы автовокзалов. Да и насчет дополнительной обузы для водителей вы тоже не правы. Обилечивать пассажиров надо на остановке, а не так, как происходит сейчас, когда водитель на ходу принимает деньги, дает сдачу, разговаривает по телефону и так далее. Так до беды действительно недалеко. — Здравствуйте! Перевозчик из Гомеля Вячеслав Кучик. Я работаю на междугородных регулярных перевозках. Сейчас происходит увеличение тарифов. Могу ли уменьшить стоимость билетов на свой маршрут? — Конечно, можете. Дело в том, что установленный тариф является максимальным. — Но мне на автовокзале говорят, что я не имею права, и в облавтоуправлении требуют подчиняться существующим расценкам. А у меня ведь короткий маршрут Гомель–Борщевка, к тому же среди пассажиров в основном люди, которые добираются на работу. Им ведь и так накладно платить за проезд два раза в день. Да и мне повышение ни к чему, а потому я готов тариф снизить. — Мы разберемся и постараемся вам помочь. — И еще один вопрос. С Гомельским автовокзалом у меня заключен договор на обслуживание, в котором оговорены все условия сторон. Сейчас же от меня требуют заключения дополнительного соглашения. А там, кроме различных санкций против меня, ничего нет. Причем за любое нарушение этого дополнительного соглашения я вынужден буду платить больше, чем зарабатываю. Справедливо ли это? И где гарантия, что это дополнение последнее, что через месяц-другой руководство вокзала еще что-нибудь не придумает? И кто в данном случае защитит перевозчика? — Договор – это соглашение двух сторон. И при его заключении надо искать компромисс, устраивающий обе стороны. К сожалению, не везде этот процесс происходит гладко, о чем свидетельствуют и обращения в наше министерство. Поэтому если вы сами не придете к согласию, тогда тоже звоните нам. Постараемся помочь. Образцовый маршрут – это хорошо. Нехорошо только, что он всего один — Житель Минска Михайловский Олег Николаевич. Почему, Валерий Семенович, в Минске на маршрутах ходит столько грязного и неухоженного транспорта? Существует только один образцовый маршрут № 100 — автобусы новенькие, чистые, аккуратные. Одно удовольствие и посмотреть на них, и проехаться. А в большинстве остальных, особенно в трамваях, такая грязь и неухоженность, словно их не убирали с момента выпуска. — Мы обязательно передадим ваше мнение в предприятие «Минсктранс», которое занимается в столице городскими перевозками. Пусть делают выводы. Хотя, конечно, хотелось бы знать, о каком конкретно маршруте или автопредприятии идет речь. Только автобусных парков в городе семь, и не все из них работают плохо. — Можно назвать и конкретно. Но речь в данном случае об общем впечатлении. Сам был свидетелем, когда в автобус зашли две пожилые иностранки. Потрогали сиденье рукой и не отважились присесть. Хотя автобус был полупустой и ехать им пришлось прилично. Стыдно. Мы ведь в Европе живем. И еще один вопрос, который меня очень волнует. Буквально на днях газета «Рэспублiка» писала о вандалах на транспорте, которые режут сиденья, разрисовывают стены и окна. Поймали их. И... отпустили, никак не наказав. Мол, закона нет для того, чтобы наказать. Глупость какая-то. Во всем мире есть, а мы, надо полагать, самые богатые, коль не защищаем общественное добро. Наказание не просто должно быть, а должно быть очень суровым, чтобы впредь неповадно было. — Мы поддерживаем ваше предложение. Хотя данная проблема — это больше компетенция законодательных и правоохранительных органов. Но, так как она напрямую касается транспортников, мы, конечно, должны быть более настойчивыми в ее решении. — Вас беспокоят из Зеленого Луга. Очень недовольны работой 7-го автопарка. Мне по роду моей службы приходится выезжать из дома очень рано, и практически всегда уже на первых утренних рейсах в автобусах очень грязно. А значит, не пассажиры виноваты в этом. Я даже не раз сама вытирала сиденья носовым платком, чтобы показать эти грязь и пыль водителям. Но они только пожимали плечами: мол, это не наше дело, потому что на то есть специальные службы. Тогда почему они не работают? А потом, ведь кто-то выпускает такой грязный транспорт на линию? Просьба навести порядок. Особенно сейчас, когда приближается лето и люди одеваются в светлую одежду. Грех им портить настроение с самого утра. — Обязательно примем меры. — Валерий Семенович! (звонившая не представилась) Нельзя ли автобусный маршрут № 100 продлить хотя бы до улицы Калиновского? — К сожалению, нет. Он специально организован для того, чтобы заменить троллейбусы на том участке, где они сегодня не ходят. — Но почему тогда такой действительно образцовый маршрут в столице только один? Может, этот опыт стоит распространять и на другие? — Конечно, и к этому мы будем стремиться. Но все упирается в наличие денег на обновление автобусного парка, которых всегда не хватает. Правда, сегодня в этом плане есть и обнадеживающая новость. Буквально несколько дней назад подписан указ Президента Республики Беларусь, который предоставляет возможность приобретать отечественные автобусы в лизинг. То есть теперь автопарки могут приобретать новый транспорт не за полную стоимость, а фактически за треть ее, что значительно увеличит возможности транспортного сбора при покупке новых автобусов. К примеру, если до настоящего времени город Минск в год приобретал порядка 100 автобусов, то сегодня появилась возможность за те же деньги купить уже 300 машин. При том, что всего на линиях города работает 800 автобусов. Так что вполне вероятно, что уже в этом году образцовыми станут и другие маршруты. — Здравствуйте. Меня зовут Гуськов Олег Николаевич. Я хотел высказать претензии к работе автопарка № 5 г.Минска. — Чем вызвано ваше беспокойство? — Очень часто его автобусы не выходят на линию, а если и выходят, то постоянно нарушают расписание. Приходится ожидать транспорт по 40—50 минут. Я обращался за разъяснением к начальнику автопарка, но он пытался меня убедить, что такого не может быть. Тогда я специально несколько дней засекал время. И уже на конкретных примерах направил официальную жалобу на имя руководителя предприятия, однако никакого ответа так и не получил. — Мы уточним, почему ваше заявление осталось без рассмотрения. А вы не могли бы назвать маршрут автобуса? — 507-й экспрессный маршрут. И вот еще что. Мне непонятно, что это за экспрессный маршрут, если он останавливается почти на каждой остановке (из 11 остановок на маршруте автобус останавливается на 10). Такой маршрут еще с натяжкой можно отнести к скоростным, но никак не к экспрессным. — По всей видимости, наименование маршрута было сделано неправильно. Мы обязательно разберемся. А вообще, классификация происходит следующим образом. На обычном маршруте автобус останавливается на каждой остановке. На скоростном автобус может пропускать две остановки, останавливаясь на третьей, а на экспрессном, как правило, остановки идут через четыре, на пятой. Стоимость проезда на скоростном маршруте такая же, как и на обычном, а вот на экспрессном плата увеличивается вдвое. И, наконец, экспрессные автобусы малой вместимости (до 5 тонн общей массы), так называемые маршрутки, имеют право останавливаться по требованию пассажира, а оплата здесь устанавливается в зависимости от протяженности маршрута. — Валерий Семенович! Жители микрорайона Юго-Запад-2 вас беспокоят. Мы в центр добираемся 53-м троллейбусом, который всегда переполнен. В то же время 25-й практически всегда ходит почти совершенно пустой. Нельзя ли его пустить по нашему маршруту? — Хорошо. Мы внимательно проанализируем ваше предложение. — Валерий Семенович, здравствуйте. Переулок Алтайский, 33, Кахно Галина Николаевна. По нашей улице ходит единственный автобус № 16. Очень много людей пользуется этим маршрутом, но добираться до метро на нем очень сложно из-за его постоянной перегруженности. В то же время существует 118-й маршрут, который ходит до станции метро «Автозаводская» и до улицы Ангарской. И в часы пик он практически пустой. Возможно ли изменить его маршрут и повернуть на нашу улицу? — Мы дадим поручение «Минсктрансу», чтобы они обследовали этот маршрут и приняли решение. — Большое спасибо. Вы нам здорово поможете. — Какие виды услуг входят в стоимость автобусного билета на междугородном автобусе? И, в частности, входит ли в эту стоимость оплата за пользование платными туалетами на автовокзалах? (звонивший не представился) — Только страховка. Сегодня платные туалеты принадлежат не только станционным сооружениям, но также находятся в коммунальной или частной собственности, поэтому билет права на пользование ими не дает. — Почему установлена такая маленькая норма провоза багажа — до 5 кг? — Это не так. Согласно Закону об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках и Правилам перевозок пассажиров, ручной кладью считаются вещи весом до 20 кг при габаритах 406020. Все, что выше, – это багаж. Кроме того, следует помнить, что ответственность за ручную кладь, находящуюся в салоне, несет пассажир, а за багаж, помещенный в багажное отделение автобуса, — перевозчик, квитанция об уплате за провоз багажа является тому подтверждением. — Валерий Семенович, меня беспокоит такой вопрос. Постоянно не выдерживаются графики движения автобусов. Особенно это касается маршрута № 13. Порой приходится ожидать его почти час. — Я понял. Ваш вопрос зафиксирован и будет передан в предприятие «Минсктранс». — И еще. На Западе в расписании на остановках указывается не интервал движения транспорта, а конкретное время прибытия того или иного автобуса. Почему этого нельзя сделать у нас? — Почему нельзя? Мы это уже давно практикуем, скажем, в Пинске, Бобруйске, да и практически во всех других районных городах. А вот в Минске такую практику считаем пока нецелесообразной, и вот почему. Во-первых, только представьте, каких размеров должны быть такие информационные табло на тех остановках, где сходятся одновременно сразу с десяток, а то и больше маршрутов. А во-вторых, если интервал движения транспорта составляет всего 10—15 минут, то это опять же не имеет смысла. Другое дело — в вечернее время, когда интервал возрастает до получаса или более, или на тех улицах, где ходит только один автобус или троллейбус. Тут, вероятно, подумать следует. — Меня зовут Раиса Александровна Гуринович. С остановки «Медучилище» утром уехать в центр города невероятно трудно. Весь транспорт перегружен. — Мы знаем эту проблему и ищем ее решение. — И еще одно. Если все же удалось сесть в транспорт на остановке «Медучилище» и доехать до остановки «Ул. Московская», то здесь уже народ немного рассредоточивается и дальше добираться легче. Но на остановке по ул.Московской, впрочем, как и на противоположной — «Гостиница «Спутник», всегда собирается очень много транспорта, как общественного, так и частного. И маршрутные такси зачастую мешают выезжать троллейбусам, из-за чего люди теряют драгоценное время, нервничают. Может, для маршруток стоит оборудовать отдельные остановки? — По правилам перевозки пассажиров экспрессный маршрут является регулярным маршрутом, и он имеет право останавливаться на остановках общего пользования. Но проблема действительно существует, и ее будем решать путем расширения остановочной площадки в соответствии с планом реконструкции города. — Здравствуйте, Валерий Семенович. Вас беспокоит Руженко Геннадий Александрович. У нас вот такая проблема. Мы живем в деревне Заямочная Минского района. Около населенного пункта по трассе Москва–Брест проходит городской маршрут автобуса № 112, но он не останавливается у нас только потому, что обустройство остановочного пункта из-за волокиты чиновников до сегодняшнего дня не сделано. Хотя мы боремся за это уже более трех лет, обращались во все инстанции, вызывали множество комиссий. И все эти годы жителям почти сотни домов приходится ходить до ближайшей остановки километров пять, переживать за детей, которые возвращаются из города поздно вечером. Неужели это такое трудное дело — обустроить самую обычную остановку? — Действительно, жители деревни к нам уже обращались. Мы направляли письмо в «Минсктранс», чтобы они разобрались, так как именно это предприятие обслуживает городские и пригородные маршруты города Минска. В «Минсктрансе» готовы хоть сегодня учредить остановочный пункт возле вашей деревни, но поскольку это территория Минского района, то районные дорожные службы должны сделать соответствующую отсыпку, поставить знаки. И вся волокита происходит не по вине транспортников, а по вине дорожников, которые до сих пор не сделали необходимую для остановочного пункта отсыпку. Тем не менее после этой «прямой линии» мы вплотную займемся данным вопросом и возьмем его на особый контроль с тем, чтобы в кратчайшие сроки был организован остановочный пункт возле вашего населенного пункта. От «Р». Жители деревни Заямочная оказались самыми активными участниками «прямой линии». Еще до ее начала в редакцию пришло два письма, несколько факсов, поступило с пяток вопросов по телефону. Несколько звонков было адресовано и непосредственно Валерию Миленькому. А это, полагаем, уже само по себе говорит о серьезности проблемы для местных жителей. И как стало известно уже при подготовке этой публикации, обращение жителей Заямочной взял под свой личный контроль министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой. Так что, будем надеяться, остановка в деревне действительно появится уже в ближайшее время. Валерий Миленький гарантировал и то, что самым внимательным образом будут рассмотрены и все другие обращения, поступившие на «прямую линию», которые сегодня мы не опубликовали только потому, что они касаются сугубо конкретных ситуаций, а потому требуют досконального и тщательного изучения. Однако о принятых мерах мы обязательно сообщим нашим читателям дополнительно. И последнее. Валерий Семенович оставил «горячие телефоны», по которым наши читатели могут сообщить о различных нарушениях в расписании движения транспорта и других проблемных вопросах, не дожидаясь очередной «прямой линии», а в любой день. Так, по поводу работы городского и пригородного транспорта столицы нужно обращаться непосредственно к руководству предприятия «Минсктранс», которое находится в подчинении Минс- кого горисполкома (телефон 223-12-40). А вот за междугородные и международные перевозки напрямую отвечает Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Контактный телефон в министерстве 234-45-93.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter