Общественный порядок

Один день с войсковым патрулем
Один день с войсковым патрулем

...Кажется, будто кто–то снял многочасовой видеоролик, а потом зачем–то увеличил в несколько раз скорость воспроизведения. И электрички поехали в два раза быстрее, помчались наперегонки эскалаторы, а зеленые, коричневые и черные пальто пассажиров слились в одно разноцветное пятно...

Своим безостановочным движением вокзал сводит с ума. Но есть в этом огромном «муравейнике» люди, которые его жизнь упорядочивают, не дают превратиться в хаос. Мы спешим по своим делам и редко замечаем их. А если видим на перроне, то не удивляемся: так и должно быть. Военнослужащие внутренних войск МВД, вместе с которыми я намотал не один десяток километров по Минскому железнодорожному вокзалу, против такой незаметности ничего не имеют. «Главное, чтобы был порядок», — говорят они.

15.30. Гарнизон

...Идут последние приготовления. Сегодня дежурство стартует в 16.00, закончится в 23.00. Хотя сроки могут и меняться — в зависимости от ситуации. Скажем, если в городе большой футбол и есть подозрение, что приезжие фанаты могут набедокурить. Или нужно искать пропавшего ребенка. Или... Да мало ли что может произойти на вокзале.

Здесь военнослужащие второй патрульной роты войсковой части 5529 несут службу со среды по воскресенье. В понедельник у них выходной, во вторник — день учебы. Солдаты–срочники отрабатывают приемы рукопашного боя, штудируют устав. Изучают, как реагировать в различных внештатных ситуациях. (Это только кажется, что предугадать преступление невозможно. На самом деле большинство вокзальных ЧП имеют свойство повторяться чуть ли не один к одному.)

— А еще мы охраняем правопорядок в аэропорту «Минск–1», когда там проводят крупные культурно–развлекательные акции, несем круглосуточное дежурство по охране объектов МВД, — перечисляет командир части подполковник Владислав Мандрик. — Но охрана вокзала, наверное, одна из самых ответственных задач. Его ведь не просто так называют лицом столицы. Туристы и иностранные делегации, которые приезжают в Минск, знакомство с городом начинают именно отсюда. Наша задача — сделать так, чтобы никто и ничто не омрачило их первое впечатление. То же самое, конечно, касается и наших граждан.

...18 человек, которые сегодня отправляются на вокзал, уже в автобусе. Посты распределены, задача ясна. Дорога — минут 10. Поехали.

16.05. Вокзал, линейный отдел милиции

Военнослужащие собираются за круглым столом в одной из комнат «дежурки» линейного отдела. Впереди инструктаж. Здесь же их коллеги, сотрудники службы безопасности вокзала. Кто–то из ребят тут же отправляется в наряд к электричкам. В поездах обычно дежурят двое военнослужащих и один сотрудник милиции. Они работают по особому графику, «закрывая» все пригородные направления. Ходят по вагонам, смотрят, чтобы не было пьяных, проверяют исправность кнопок связи с машинистом.

— Молодечно. Кто едет?

Поднимаются двое парней. В замкнутом пространстве вагона нести службу непросто. Особенно на некоторых маршрутах, где хулиганы и дебоширы встречаются постоянно. Заместитель командира роты Дмитрий Лапо между тем читает ориентировки. Все старательно записывают.

— Украли мобильник и 30.000 рублей...

— Без вести пропала девочка. Худощавая, рост 155 сантиметров...

— Не вернулся домой мужчина...

Но вот инструкции получены, и три наряда, которым предстоит патрулировать вокзал, расходятся по своим «горячим точкам».

16.30. Второй технический этаж

Если подняться по главной лестнице на один пролет, вы попадете в одно из самых злачных мест на вокзале. Здесь за столиками любят опрокинуть рюмку провожающие, отдыхают приезжие, да и минчане не проходят мимо. Сейчас, когда на улице холодно, посетителей особенно много. Действительно: зачем переплачивать в кафе, если на вокзале и выпивка по нормальной цене, и музыка играет, и туалет рядышком? Лишь гардероба не хватает.

Впрочем, у этой шутки горький привкус. Пьяные — основная проблема для патруля. Ладно, если бы дело ограничивалось парочкой бутылок пива. Но пить ведь не умеют.

Вот и сейчас, хотя еще далеко не вечер, парнишка лет 20 дрожащей рукой пытался у прилавка открыть бутылку с пивом, но не рассчитал. Бутылка полетела вниз и звякнула разбитым стеклом. Громко засмеялась компания за соседним столиком. Потенциальные клиенты дежурной части...

Военнослужащие рассказывают, что к запрету на продажу алкоголя после 23.00 посетители вокзала привыкли моментально. Теперь за пару минут до закрытия торговых точек они покупают большие пластиковые бутылки пива и продолжают «банкет» до поздней ночи. Запретить им пьянствовать никак нельзя.

— По выходным, когда в ресторане «Звездный» гремят свадьбы, направляем туда дополнительные наряды, — вздыхает Дмитрий Лапо.

...Вместе с военнослужащими прохаживаемся вдоль столиков на втором техническом этаже. Пьяный смех затихает, а «отдыхающие», заметив патруль, стыдливо прячут глаза. В этом смысл профилактики — показать народу, что «перегибать» не стоит. Иначе будет худо.

17.50. Ж/д путь № 22

Один из нарядов сегодня патрулирует железнодорожные пути на молодечненском направлении. В группе — кинолог с овчаркой по кличке Крон. На улице здорово морозит, но Крон — пес опытный и привычный.

Патрульно–розыскных собак, в отличие от охранных псов, не учат быть агрессивными: вокруг ведь толпы людей. Главное для овчарки — нюх. Например, недавно одна из собак взяла след преступников, которые «свистнули» у своего попутчика чемоданчик с импортным перфоратором. А на станции Асеевка овчарка помогла поймать насильника. Используют собак, когда обследуют темные заброшенные помещения, которых на наших станциях хватает. Ездила патрульная овчарка и на недавнее ЧП с заминированием в Негорелое.

...К перрону с грохотом подкатывает электричка. Военнослужащие занимают позицию в начале пути. Вдруг кто–то выскочит из вагона и помчится стремглав прочь от вокзала? Такого нужно тут же задерживать. Или, скажем, среди приезжих начнется потасовка. Часто машинисты просят выдворить из поезда пассажиров, которые сами выйти не в состоянии — перебрали.

В электричке все спокойно, поэтому идем в «бобруйский сквер». Любимое место бомжей и алкоголиков. Но сегодня тут тоже спокойно.

— Был неподалеку забавный случай: двое парней забрались на трубопровод, — с улыбкой вспоминает Дмитрий Лапо. — Потом, когда их оттуда сняли, объяснили: захотелось романтики.

Хватает на вокзале чудаков... Весной накуролесила еще одна «парочка»: выпили и на спор... разделись. Бегали, пугали пассажиров.

А один «герой» решил проехаться на поезде бесплатно, примостившись на прицепном устройстве. Понятно, «принял» для храбрости. Военнослужащие чудом заметили, сняли. Но мужик не сдавался. Снова запрыгнул. Пришлось применить силу, иначе точно разбился бы.

18.30. Главный холл

— Молодой человек, а вы не подскажете, как пройти на первую платформу?

За день военнослужащим приходится отвечать на сотни подобных вопросов. Они шутят: «Расписание поездов и схему вокзала знаем не хуже, чем справочное бюро!»

Идем в зал ожидания, чтобы проверить, нет ли там задремавших. Ведь потенциальные преступники только и ждут, чтобы какого–нибудь пассажира сморила усталость.

— Тех, кто заснул, мы тактично будим, — замечает рядовой Виталий Юхновец. — Бывает, люди злятся, ругаются. Приходится долго объяснять, чем чреват вокзальный сон.

Вот на стуле храпит парень, багажа рядом с ним нет. А вот заснула бабушка, но свой пакет она крепко держит под рукой. Видимо, научена опытом. Все тихо. И тут:

— Надо подкрепление в почтовое отделение! — хрипит голос по рации.

Быстрым шагом (бежать и создавать панику нельзя) направляемся к почте. Там только что задержали карманников — двое «дельцов» вытащили из сумки стоящей в очереди девушки 20 долларов.

— Да все она врет, гражданин начальник, — молодчики отказываются признавать вину. Сейчас предстоит долгое разбирательство — доказать факт карманной кражи очень сложно. Нужны показания свидетелей, «картинка» с установленной в зале видеокамеры...

19.40. «Территория тьмы»

Так патруль называет район 17–го пути. Дымок от поездов, глухая стена — здесь частенько орудуют бомжи, которые потрошат украденные у пассажиров сумки. Вместе с отстойником поездов и пунктом технического обслуживания — самые опасные места. Военнослужащие об этом прекрасно знают, поэтому наряды ставят здесь довольно часто.

Вот по направлению к вокзалу движется подозрительный тип — небритый, в заляпанном грязью пальто. Громко ругается. Завидев нас, бросается на фотокора:

— Ах ты поганец!

Насилу оттащили и показали на дверь.

Бомж, впрочем, уже через пару минут вернулся снова — на первом этаже «позировал» группе молодых людей, которые снимали его на фотокамеру мобильника. Нашли себе экзотику...

21.20. Второй тоннель

После пяти часов безостановочной ходьбы ноги отказываются слушаться. Кажется, что запомнил на всю жизнь, как выглядит заснувший в холле первого этажа дедушка–ветеран, тысячу раз подсчитал количество ступенек главной вокзальной лестницы и разобрался, какие дубленки нынче в моде у минчанок... Огромная масса людей, которая каждый день проходит перед глазами военнослужащих, давит на психику. А ведь им нужно держать ухо востро и смотреть на это мельтешение не «запыленным» взглядом, как у меня, а уметь различить потенциального преступника и предотвратить конфликт.

Вот поссорились парень и девушка. Скандалистов попросили выйти на улицу и разобраться там. Вот очередной бомж пробрался на эскалатор.

— Встречай, спускаю «господина» вниз, — доложил начальник войскового наряда.

И вот, казалось бы, когда до конца дежурства совсем чуть–чуть, новый вызов:

— Помощь во второй тоннель!

Снова быстрым шагом через бесконечные лестницы...

Возле одной из торговых точек в окружении военнослужащих и милиционеров застыли двое парней. Только что они избили пожилого мужчину (по крайней мере, он так говорит). Оба пьяны.

Один, нагловатый, стриженный «под ноль», хамит. Сейчас, мол, позвоню своему другу — и вы все заплачете! Позвонить ему, понятное дело, не дали — отвели в дежурный пункт. Но нервов милиционерам и военнослужащим негодяй попортил немало. Так и хотелось спросить у них: «Чего миндальничаете с юнцом?» Но нет, они обязаны быть вежливыми. И на ругательства вроде «быстро отдай мобильник, м...» в сотый раз приходится объяснять: «Извините. Задержанным звонить не положено...»

22.00. Привокзальная площадь

Дмитрий Лапо смотрит на часы. Пора командовать отбой. Стучит колесами московский поезд, в миллионный раз прощается через динамик «славянка»... Пару минут — и подойдут наряды, которые патрулировали электрички. Военнослужащие обсудят, как прошел день. Разберут ошибки и недочеты, похвалят отличившихся.

На следующий день ребята вернутся на вокзал снова.

Опять будут ходить по своим маршрутам, всматриваться напряженно в лица пассажиров, следить, как бы кто–нибудь не выскочил на пути... В общем, делать все, чтобы в следующий раз, когда вы соберетесь в путешествие, на вокзале было тихо и спокойно.

И это вовсе не банальность. Такая у них служба.

Фото Александра РУЖЕЧКА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter