Щёкин - о модернизации сознания в поствыборный период

Общественный экзамен на зрелость

Новые риски, модернизация сознания и необходимость большой работы над ошибками. Каковы итоги поствыборного года

Фото Алексея Вязмитинова
На следующей неделе исполняется год со дня президентских выборов — 2020. Как можно с позиций сегодняшнего дня охарактеризовать испытания, с которыми столкнулось наше государство — и как изменилось с тех пор белорусское общество? Об этом — наш разговор с заведующим отделом социологии государственного управления Института социологии НАН кандидатом философских наук, доцентом Николаем Щёкиным.

Противостояние гибридной агрессии

— Николай Сергеевич, как можете охарактеризовать трансформацию белорусского общества в поствыборный период?

— Беларусь подверглась самой ожесточенной по форме и изуверской по содержанию агрессии со стороны коллективного Запада. На прошедшей встрече Президента с вертикалью власти Главой государства были обозначены шесть тактических направлений по расшатыванию нашего общества: военная угроза, внешнеполитическое давление, попытки уничтожить экономику через санкции, подрыв изнутри, информационные атаки, мягкая сила. Как говориться комментарии здесь излишни. Против нас была развернута широкомасштабная гибридная вой­на. С одной целью — уничтожить страну и втянуть ее в орбиту своих хищнических интересов, тем самым сделав ее антирусской и антиправославной.

Отмечу, что силовые струк­туры оказались в полной боевой готовности. Чего, к сожалению, нельзя сказать относительно общества как такового. Давайте будем откровенны, Александр Лукашенко создал для всех нас тепличные условия жизни в стране. Стабильность, мир, безопасность — мы ко всему этому привыкли и стали безответственно и даже стереотипно относиться, что и сыграло с нами злую шутку.

Оказавшись под сильнейшим психологическим и моральным давлением со стороны политических элит Запада через телеграм-каналы, часть граждан оказалась в растерянности и не смогла совладать со своими эмоциями. Хотя, надо признать, разобраться в информационном потоке лжи, домыслов сложно.

— Так что же помогло нам выстоять и удержать страну?

— Думаю, и со мной многие согласятся, — мужество и политическая твердость Президента предотвратили катастрофу геополитического масштаба. Он как Главнокомандующий стал образцом для всех силовых структур и госслужащих. Сейчас многие начинают осознавать, что именно МВД, КГБ, СК, армия, Генеральная прокуратура, МЧС являются фундаментом государственности. И во многом благодаря им мы уберегли не просто страну, а самое главное — людей. Система госуправления, как и экономическая модель, оказались адекватными вызовам. Единство нашего общества, хотя его и пытались расколоть, разобщить по национальному, религиозному, этническому признаку, предвосхитило многие негативные интеракции со стороны проплаченных так называемых оппозиционеров-маргиналов.

Серьезный сигнал

— Кстати, оппозиция в последний год-полтора заметно нарастила попытки оседлать информационную повестку. Кто вообще эти люди, что они из себя представляют?

— Сразу оговорюсь, что не хотелось бы называть их фамилии. В реальности мы увидели людей с большими комплексами неполноценности, нереализованных, несостоявшихся как личности. С одной стороны, они вызывают жалость, но с другой, будем откровенны, это предатели, которые за печеньки и ради личной наживы готовы пожертвовать Родиной, друзьями и близкими. Наверное, в любом обществе есть такая категория людей, способная на подлость и низость. К сожалению, белорусское общество не исключение.

Другой вопрос, что мы наблюдаем сращивание негодяев предателей с нацистскими последователями. Этот факт стал для всех нас откровением и серьезным сигналом. Мы стали свидетелями появления неонацистов, тех, кто поддерживает фашизм и их методы. В этой связи принятые государством меры по недопущению героизации нацизма отрезвили общество и остановили коричневую чуму — пропасть, в которую нас пытались столкнуть.

— За поствыборный год наше общество все же изменилось?

— Любому обществу и государству претит статика. Каждый день многое меняется — обстоятельства, условия, а вместе с ними и мы. Белорусское общество не исключение. То, что с нами произошло, просто ускорило процессы, которые проходили бы более ­поступательно и эволюционно. С одной стороны, наверное, и неплохо, что все мы прошли через это горнило испытаний и почувствовали, чего стоит наша жизнь, стабильность, свобода. С другой, очень выросли риски. Мы могли потерять страну. Только сейчас, по истечении года, многие в меру своих интеллектуальных возможностей начинают серьезно задумываться, делать определенные выводы. Подавляющее большинство граждан стало понимать, в какую политическую авантюру нас пытались втянуть. Одни, такие как Польша и Литва, предприняли очередную попытку восстановить за нас счет свою «гегемонию» и поживиться. Другие — Германия, США, Франция, Чехия — пытаются сделать из нас плацдарм против России. Третьи — та же Украина — решили на нашей ситуации вновь «засвидетельствовать почтение», подтвердить свою покорность коллективному Западу.

Граждане высоко оценили действия Президента и в целом власти по сохранению независимой Беларуси, а главное — мира и благополучия. В данном контексте, конечно, общество стало меняться, но не так, как хотели так называемые западне партнеры и беглые маргиналы. Общество стало больше ценить свою страну, ее достижения, традиции и историческую память. Оно стало более сплоченным перед угрозой.

Нам была уготовлена участь не просто западной колонии, но своего рода концлагеря коллективного Запада с серьезными последствиями: разрухой, бандитизмом, религиозными и национальными конфликтами, уничтожением генофонда нации. Беларусь остановила фабрику государственных переворотов.
Фото  БЕЛТА

Оснований для религиозного конфликта нет

— Как один из немногих, если не единственный, в стране специалист в области диалога церкви и государства, вы в своих выступлениях неоднократно упоминали угрозу религиозного конфликта. Осталась ли она сегодня?

— Религия — это единственный цивилизационный и исторический фактор, который во все времена формировал идентичность народов и является своего рода универсальным ключом управления людьми и их душами. В руках авантюристов она может стать смертельным и самым страшным нетехнологическим оружием в мире.

Абстрагируясь от некоторых деталей, можно заметить, что территория Беларуси — практически единственная в мире, где не было религиозных войн. Все религии и конфессии у нас всегда мирно сосуществовали. Пожалуй, религиозный мир — самое главное достижение нашей страны в глобальном измерении

Но в поствыборный период, к сожалению, мы столкнулись с последовательным и настойчивым втягиванием церкви в политические игры. Еще не пришло время оглашать все факты (речь о выделении денег на протесты), но некоторые принципиальные решения ­Главы государства относительно церковной и конфессиональной деятельности (об этом уже можно говорить открыто) предотвратили религиозный кровавый конфликт.

На сегодня прямой угрозы религиозного конфликта нет. Но поводы при желании всегда найдутся. Тот же миграционный кризис в Литве может быть использован в большой политической игре для разжигания конфликта между христианами и мусульманами. Надеюсь, в Беларуси выстроенный диалог церкви и государства отвечает запросам общества, а политика государства всегда будет нацелена на превентивные меры.

Идет передел мировых ресурсов

— Если подытожить все вышесказанное и несказанное (газетные площади не позволяют охватить все). Какие главные выводы вы для себя сделали из поствыборного периода — как философ и как гражданин?

— Общество всегда было подвержено манипуляции и информационному воздействию со стороны. Нам всем пора научиться ценить то, что есть и быть благодарным за мир, научиться разделять политику и личные (дружеские, товарищеские) отношения. Мы прошли нелегкие испытания. Научили ли они нас чему-либо? Время покажет. Но вот история, к сожалению, ничему не учит. Мы гордились, что у нас самая образованная нация, а как показал поствыборный период, это не вся правда.

Приходится констатировать, что часть общества, и не только у нас, постепенно, под жестким прессингом навязывания псевдоценностей, становится не просто потребителями, но и носителями утопических принципов и антиисторических взглядов. Это результат оголтелой глобализации, в основе которой — передел мировых ресурсов и потребительская мораль.

Нам следует многое переосмыслить. И здесь сложно переоценить потенциал белорусской науки. Научным школам философии, истории, социологии, культурологии, психологии, педагогики предстоит нетривиальная и кропотливая исследовательская работа и по изучению феномена происшедшего, и по поиску оптимальных и репрезентативных методов и механизмов развития белорусского общества.

Порой можно услышать, что институализация науки не позволяет в полной мере раскрыть талант и творчество. Наверное, надо начинать с себя, а не искать причины неудач в другом. Никто не отрицает, что в научной деятельности много перипетий и сложностей, но так устроен мир. Надеемся, что бюрократические преграды будут со временем сняты, так как время требует результативности и динамизма. Поэтому и Президент ставит перед управленческой вертикалью задачи искоренить субъективно-личностный фактор при принятии решении и оценке работы.

— Какой прогноз — при всей неблагодарности этой вещи — можете дать для Бела­руси?

— Судьба Беларуси непростая. Уверен, будет много еще испытаний на прочность наших людей, их духовной крепости, эмоционального состояния. Каждый для себя должен сделать вывод и принять сложное, но принципиальное решение относительно целей и задач в жизни. Навязывать никто никому ничего в нашей стране не будет. Однако порядок, безопасность, мир и достойный уровень жизни государство в рамках национального законодательства будет обеспечивать. В то же время и ответственность граждан перед государством неоспорима. Знаю по себе: быть государственником, патриотом, преданным обществу и своему делу всегда было нелегко. Но оставаться самим собой и не изменять своим чувствам и взглядам — это уже поступок. Мы все столкнулись с феноменом предательства, поэтому предстоит много работать над собой и учиться жить в новых условиях, зачастую не отвечающих личностным запросам. Белорусскому народу предстоит и дальше самому решать свою судьбу, чтить историческую память, созидать и самостоятельно оценивать свою перспективу.

Мы могли потерять страну. Только сейчас, по истечении года, многие начинают серьезно задумываться, делать определенные выводы. Подавляющее большинство граждан стало понимать, в какую политическую авантюру нас пытались втянуть.
Фото  БЕЛТА

Перемены — исходя из национальных интересов

— То есть перемены, которых так вожделели «строители новой Беларуси», все-таки произошли. Но не те разрушительные и в целом деструктивные, на которые рассчитывали радикалы и их кураторы извне?

— Твердо убежден: все перемены в своем целеполагании должны исходить только из национальных интересов Беларуси и долга каждого перед ней. И да, они уже произошли. Мультипликатором перемен, конечно, стала, модернизация Конституции, и в этом я вижу глубокий символизм. Думается, что главное — не сама Конституция, а то, что общество начинает «модернизировать» свое сознание, тем самым взрослеть. Мы многое не замечаем, и это нормально.

Но с позиции философского осмысления произошедших и текущих событий уже можно отметить кардинальную и одновременно эволюционную трансформацию государственно-общественных отношений в стране.

Вспомните выступление Главы государства на площади Независимости 16 августа прошлого года, VI Всебелорусское народное собрание, выступление Президента у стен Брестской крепости 22 июня года нынешнего. Все это — точки взросления и духовной крепости белорусского народа. Перемены должны быть в нас самих. Важно научится думать, сопоставлять, анализировать, брать на себя всю полноту ответственности и не предвзято делать выводы, а также не вестись на провокации и пустые лозунги.

При этом расхожее мнение о том, что белорусское общество расколото, не выдерживает никакой критики. В любом обществе присутствуют разные позиции, это вполне приемлемо. Благодаря наличию различных позиций и взглядов исторически существует и развивается общество. Не надо смешивать глубинные жизненные и аргументированные позиции с поверхностными, наносными процессами, о которых вскоре вообще забудут.

Главный критерий единства общества — это единое прочтение ценностей, исторической правды и памяти, национальных интересов. Согласитесь, в данном контексте противоречий в нашем обществе нет и быть не может. Все остальное является политическими эмоциями, популизмом, политиканством и отсутствием достаточных знаний и — особо на это обращаю внимание всех! — компетенций о текущей ситуации. Не думаю, что здравомыслящий человек будет поддерживать санкции против своей страны и захочет жить в нищете и в разрухе. Пора признать белорусское общество монолитным в своем стремлении жить и трудиться на своей земле, приносить пользу стране и не делить граждан по национальному либо религиозному признаку.

Мы нацелены на диалог

— Кстати, как вы считаете: санкционная политика Запада будет продолжена? И кто первым должен пойти навстречу и предложить диалог?

— Реальность такова, что война, начатая коллективным Западом против Беларуси, — это долгоиграющий проект. Не мы ее начали. Беларусь всегда нацелена на конструктивный диалог, мы открыты для любых стран. Но — на принципах взаимоуважения, невмешательства во внутренние дела и соблюдении национальных интересов народов. Однако Запад выбрал путь конфронтации и деструктивной политики. Государственный терроризм, примененный по отношению к Главе государ­ства и к гражданам, является преступлением. Возникает вопрос, кто ответит за терроризм, провокации, третирование и шельмование граждан, сломанные судьбы? Поэтому мы должны быть готовы к затяжному противостоянию и санкционному давлению. В покое нас не оставят. Беларусь стала экзистенциальным врагом для всего коллективного Запада. Нам не простят суверенность и независимость — и отказ подчиниться и стать колонией «золотого миллиарда».

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter