Общественные воспитатели: без них мы многое утратили...

В Речицком районе 83 обязанных лица за месяц совершили 7 тысяч прогулов

О некоторых аспектах работы по реализации требований Декрета № 18 нашему корреспонденту рассказал заместитель Генерального прокурора Беларуси Алексей СТУК (на снимке).

— Алексей Константинович, наша газета регулярно рассказывает о том, какая работа проводится по исполнению требований Декрета № 18. Как вы оцениваете усилия многих органов в данном направлении?

— Работа по раннему выявлению и профилактике социально опасного положения детей в последнее время стала носить целенаправленный и системный характер. По состоянию на начало апреля с.г. на учетах в органах и учреждениях образования состояло 20 877 детей из 12 063 семей, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых осуществляются меры коррекционного и психолого-педагогического характера. Можно привести многочисленные примеры возвращения детей в семьи из социальных приютов и в связи с восстановлением их матерей и отцов в родительских правах. Так, с начала действия Декрета № 18 возвращено в семьи 5522 ребенка.

Вместе с тем более 28 тысяч детей и учащейся молодежи находятся на государственном обеспечении по причине ненадлежащего выполнения их родителями обязанностей по воспитанию и содержанию. С учетом требований Президента на местах сформирован и реализуется механизм работы государственных органов и иных организаций, направленный на обеспечение полного возмещения расходов по содержанию детей обязанными лицами. Уровень возмещения таких расходов, которые в последнее время увеличились на треть, постоянно растет. Если в 2007 году возмещалось не более 17 процентов расходов на содержание детей, то в первом квартале текущего года уже 41,8 процента.

— Главную скрипку в выполнении требований декрета, на мой взгляд, должны играть органы местной власти…

— Действительно, необходимо повысить уровень влияния местных исполнительных и распорядительных органов на координацию и результативность деятельности по реализации декрета. На уровне местных исполнительных органов в целом по стране наиболее распространенной проблемой является недостаточный уровень аналитического обеспечения профилактической деятельности и работы по возмещению расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. В определенной степени сложившаяся ситуация определяется отсутствием единых подходов и критериев оценки эффективности совместной деятельности заинтересованных органов и ведомств. Например, постановлением КДН Лидского райисполкома от 10 апреля прошлого года несовершеннолетние Андрей и Виктория Волосовские были отобраны у родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, и помещены в социальный приют на государственное обеспечение. Уже в мае детей возвратили в семью в связи с нормализацией семейной обстановки, а через два с половиной месяца вновь поместили в приют по причине пьянства родителей. В декабре отец и мать несовершеннолетних лишены родительских прав. Такие факты выявлены и в других регионах.

— Все ли возможности используются для того, чтобы улучшить ситуацию с возмещением государственных расходов на содержание детей? Какие меры следует предпринять?

— Надо всячески преодолевать безалаберность и необязательность. Многие обязанные лица, совершая прогулы, своевременно на работу не доставляются, а в отдельных случаях к работе фактически не приступают либо работают непродолжительное время, хотя числятся трудоустроенными. Приведу несколько наглядных примеров в подтверждение. Являясь обязанным лицом, Е. Гришель была трудоустроена 28 февраля 2008 года на Осиповичский хлебозавод, выходила на работу только в апреле. Работник этого же предприятия Н. Константинова в период с августа прошлого года по январь нынешнего работала всего 17 дней. Не была налажена система оповещения о труде обязанных лиц в строительном тресте № 2 г. Пинска, в результате чего таковые, являясь работниками этой организации, систематически совершали длительные прогулы.

Иногда в целях сокрытия прогулов обязанных лиц в табелях учета рабочего времени дни невыходов на работу указываются как выходные дни. Не везде обеспечивается надлежащий учет работы обязанных лиц, что наиболее характерно для сельскохозяйственных предприятий. Нанимателями практически не осуществляется воспитательная и профилактическая работа с обязанными лицами. Не случайно на недавнем заседании коллегии Генеральной прокуратуры предложено увеличить количество ведомств, задействованных в решении этих проблем. Прежде всего, считаем, надо повысить вклад профсоюзов и молодежных организаций.

— Десятилетия назад мне приходилось писать статьи о том, насколько эффективны усилия общественности по перевоспитанию опустившихся людей. Но куда подевались в последнее время общественные воспитатели? Да и влияние на процессы, о которых мы ведем речь, общественных организаций в целом минимальное…

— Действительно, реальное и эффективное участие профсоюзов в выполнении требований декрета, а также в профилактической работе практически отсутствует. Профсоюзными комитетами не принимаются действенные меры по повышению заинтересованности трудовых коллективов и общественных формирований в этой работе. Остаются нереализованными воспитательный потенциал и возможности трудовых коллективов и профсоюзных организаций предприятий, на которых работает значительное число обязанных лиц, а также тех, кто злоупотребляет спиртными напитками, в семьях которых воспитываются несовершеннолетние дети. Так, в хозяйствах агропромышленного комплекса Речицкого района в апреле текущего года работало 89 обязанных лиц, из которых 83 совершили почти 7 тысяч прогулов. В то же время ни на одном предприятии за работниками данной категории не закреплены члены профсоюзных комитетов и активисты профсоюзных организаций…

В организации профилактической работы пока не сложился эффективный механизм взаимодействия между государственными (отделы по делам молодежи местных исполнительных органов базового уровня) и общественными структурами. В числе последних и территориальные органы и организации ОО «БРСМ», реализующие государственную молодежную политику. Общая численность членов этого общественного объединения ныне – 490 тысяч человек. Сил и возможностей у общественного объединения более чем достаточно. Но нередко работа БРСМ носит формальный характер. Многие планируемые территориальными комитетами мероприятия по профилактике правонарушений молодежи однотипны и неэффективны. Во всех районах республики созданы и работают молодежные отряды охраны правопорядка, однако их деятельность в основном заключается в осуществлении совместно с сотрудниками ОВД дежурств в местах проведения культурно-массовых мероприятий.

В профилактической работе с обязанными следует в полной мере использовать воспитательный потенциал трудовых коллективов и общественных объединений. Ведь, несмотря на снижение темпов роста социального сиротства, только в минувшем году выявлено около 4 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по социальным причинам…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter