Почему политические партии уступают массовым объединениям

Общественное начало

Авторитет партий во всем мире снижается. На прошедших год назад выборах в Швеции социал-демократы, почти без перерывов возглавлявшие целое столетие правящую коалицию и кабинет министров, не смогли набрать и трети голосов избирателей. Во Франции партии оказались на дне рейтинга общественного доверия — всего 9 процентов. Немецкая «Дойче Велле» признала: «Доверие к политическим партиям в демократических государствах падает».


Это характерно и для постсоветского пространства. Партийное разнообразие, бурно развернувшееся после распада СССР, сегодня переживает глубокий кризис. В нашей стране многие эксперты связывают это с мажоритарной избирательной системой, однако и в странах с пропорциональным и смешанным путями формирования парламентов роль партий заметно упала. В результате все больше политологов начинают приходить к мысли, что партии как необходимый политический институт себя попросту изжили. Даже на изобилующей партиями Украине авторитетный политолог Дмитрий Выдрин прогнозирует: «Двадцать первый век будет уже наверняка беспартийным столетием».

Затухание партийного сегмента заметно и в нашей стране, причем даже начавшаяся парламентская кампания переломить складывающуюся ситуацию, похоже, не в силах. В недавнем интервью нашей газете Председатель ЦИК Лидия Ермошина отмечала:

— Боюсь, что даже партии, что шевелились лишь во время выборов, на этот раз и этого делать не будут. Людям надо дать надежду, только тогда они будут вступать в партии. А такую надежду — возможность избрания — подарить может им лишь пропорциональная или смешанная избирательная система. В противном случае наши партии будут продолжать угасать.

Но только ли в избирательной системе дело? Политический аналитик Петр Петровский усматривает и другие причины:

— Мы видим определенную деградацию политических партий так называемого радикально-оппозиционного толка. Это вызвано прежде всего сложившейся практикой внешнего финансирования таких структур — прямо, непрямо, но она имеется. Когда партия несамостоятельна в финансовом плане, она не может качественно выйти на избирательную кампанию и провести ее. Отсюда и кризис наших традиционных партий, и вспыхивающие в их рядах скандалы. 

Финансирование, в том числе непосредственно из госбюджета, — еще одна больная мозоль наших партий, причем не только радикальных. На прошлой неделе в Минске довольно незаметно прошел круглый стол, посвященный обсуждению изменений и дополнений в законодательство, регулирующее деятельность партий и общественных объединений. Само обсуждение велось на Правовом форуме Беларуси, по его итогам Минюст подготовил предложения: снизить количественный порог для учреждения партии или общественной организации, расширить территорию деятельности местных ОО на всю страну, дать партиям и организациям возможность проводить свои уставные конференции в видеорежиме, через интернет. Однако присутствовавшие на мероприятии представители двух малоизвестных партий настаивали на другом: разрешить финансирование из госбюджета. «На одних взносах мы далеко не уедем», — авторитетно вздыхал представитель одной из партий. Другой даже возмущался: «92% государств мира финансируют свои партии». 

Источник: Социологический альманах за 2018 г. Института социологии НАН

Но в мире практикуется финансирование именно парламентских партий. То есть тех, кто принял активное участие в парламентских выборах — и победил в них. Вы видите заметно активизировавшуюся в эти дни в нашей стране политическую партию? Я — не вижу. И вряд ли существующая избирательная система тому причина. Более того, даже ее изменение вряд ли повлечет за собой автоматическую перезагрузку партийного поля, убежден Петр Петровский:

— Если мы говорим о переходе на пропорциональную или смешанную избирательную систему, возникает тут же вопрос: а пройдут ли нынешние партии какой-либо процентный барьер, а такой барьер, на мой взгляд, нужен — не менее 5 процентов, чтобы в Парламенте не оказалось всяких маргиналов. С другой стороны, возникнет вопрос о государственном финансировании — как минимум парламентских партий. Нельзя не согласиться с Лидией Ермошиной о том, что это выведет такие партии из полусектантского состояния в реальную политику. А также позволит сделать отбор внутрипартийных кадров на профессионально более высоком уровне.

Кстати, многие политологи уменьшение роли партий как политического инструмента общества как раз и мотивируют тем, что партии все хуже выполняют целый ряд своих функций — и представительные, и отбор и предвыборную раскрутку перспективных лидеров, и политико-образовательные. И, с другой стороны, растет значимость общественных неправительственных организаций, развиваются информационно-коммуникационные технологии. 

Партийность перестает способствовать проходу в парламент — такова еще одна общемировая тенденция. Многие ли знают, что в США, где исторически сложилась двухпартийная система, на федеральном уровне действует еще около 40 национальных политических объединений и партий, столько же — на уровне регионов. Среди этих «третьих партий», как их называют, «зеленые», социалистические, коммунистические, националистические, христианские, социал-демократические, либертарианские. «Третьи партии» регулярно участвуют в парламентских и региональных выборах, но лишь время от времени им удается провести своих представителей в местные органы власти — и очень редко в конгресс США. На последних выборах, прошедших 6 ноября 2018 года, ни один «третьепартиец» в конгресс не прошел. Собственно, как и на предыдущих, в 2014-м. И если в сенате (верхней палате американского парламента) хотя бы есть два независимых кандидата, то среди конгрессменов имеются лишь представители двух основных партий США — Республиканской и Демократической.

Итак, общественные организации и различные движения, не являющиеся партиями в классическом их понимании, разрушили партийную монополию на представительство интересов общества. В нашей стране пример тому — Республиканское общественное объединение «Белая Русь», еще лет 5 назад всерьез рассматривавшее возможность трансформации в политическую партию. А затем напрочь отказавшееся от этой идеи. Руководитель объединения сенатор Геннадий Давыдько поясняет:

— У нас есть возможность менять несовершенство этого мира на нашем уровне. Как только мы станем партией, мы станем просто партией, которая должна будет бороться за власть. Мне все-таки представляется очень важным, чтобы лично человек отвечал за конкретный участок работы и не ссылался на какую-то «политику партии».

Характерно, что на прошедшем большом предвыборном форуме тема трансформации «Белой Руси» в партию не звучала вовсе. Зато руководитель РОО обозначил четкое видение целей и задач нашего парламентаризма — то понимание, которого так не хватает большинству современных партийных лидеров:

— Хочется видеть в Палате представителей больше ярких политиков, способных отстаивать свою точку зрения. Сегодня в Парламенте необходимы люди, способные доходчиво разъяснять обществу тонкости проводимого политического и экономического курса. А за рубежом, в международных парламентских организациях наши депутаты — как патриоты прежде всего — должны представлять интересы своей страны.

Причины снижения рейтингов партий
(по мнению американского ученого Эндрю Хэйвуда)

1. Современные партии предстают в глазах общества олигархическими структурами.

2. Партии уже не воспринимаются как группы людей, что вышли «из народа»: во всех их политических делах рядовые граждане не видят ничего, кроме вечной борьбы за власть.

3. Классовые отношения в современном мире стали иными, ушли в прошлое и прежние социальные связи. Универсальный же (межклассовый) характер новых партий снижает различие между ними и доверие к ним.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter