
Вопрос намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если посмотреть внимательнее, то каждая фирма, которая соблюдает законодательство и работает в правовом поле, является «социальной». Молокозаводы, пекарни, мясокомбинаты выпускают продукты питания. Сельскохозяйственные предприятия так или иначе обеспечивают продовольственную безопасность государства, а точнее — граждан. Масса компаний выпускает стратегически необходимые товары и изделия: лекарства, медицинское оборудование, комплектующие для критической инфраструктуры, безопасности… Если фирма не может похвастаться продукцией ярко выраженного стратегического значения, то в любом случае создает рабочие места, платит налоги или развивает компетенции в той или иной области. Когда перебрали все варианты, оказалось, что в нормальном государстве так выстроена экономическая политика, что легально существующий бизнес обречен быть социально значимым. Даже производители табачных и ликеро-водочных изделий. Да, они выпускают вредную для национального здоровья продукцию. Но одновременно являются лидерами по объемам платежей в бюджет. Прежде всего — акцизов, которые составляют значимую долю в розничной стоимости «вредной» продукции. И эти поступления являются важной возможностью для бюджета решать широкий спектр социальных проблем. Конечно, всегда существует этический момент, когда заходит речь о доходах от человеческих вредных привычек. Однако вековая практика показывает: если не будет легальных производителей, то появится серый рынок. И доходы пойдут не в казну, а в карман теневых дельцов. Впрочем, эта тема — предмет отдельного разговора.
Словом, после переливания из пустого в порожнее пришлось признать: любой бизнес является социальным. Просто это его свойство проявляется в том или ином виде. Если компания выпускает востребованную продукцию, платит работникам заработную плату и налоги, то ее социальная значимость уже не подвергается сомнению. С другой стороны, такая фирма не может не быть нерентабельной. Просто по определению.
Если у нее склады забиты готовой продукцией или ее никто не берет из-за высоких цен, то саму по себе целесообразность деятельности такой компании можно поставить под сомнение. Если производство не может быть прибыльным из-за устаревших технологий, безалаберной организации, неконкурентных бизнес-процессов или других, субъективных причин, то необходимо разбираться именно в них, а не просить дополнительных преференций или дотаций в том или ином виде от государства, прикрываясь социальной функцией. Она присутствует в любом бизнесе. И если кто-то в отрасли вполне с ней справляется, а другие — нет, то дело тут не в каких-то внешних условиях, а проблемы кроются в микроэкономике конкретного предприятия. Можно до бесконечности говорить о значимой роли сельского хозяйства, пищевой индустрии, металлообработки или автомобилестроения. Надо отметить, что в той или иной степени важность этих направлений отражена в государственной экономической политике. В том числе через те или иные меры фискальных преференций и иных инструментов поддержки стратегических направлений. И если кто-то из участников рынка убыточен на фоне прибыльных других коллег по отрасли — проблема конкретной компании. И ее необходимо решать не через социальные, а исключительно через коммерческие рычаги. Исходя из принципа, что быть социально значимой, если разобраться, может только прибыльная и устойчивая компания. Кстати, не важно, к какой форме собственности она относится. Поэтому и на коммерческие предприятия необходимо смотреть в первую очередь как на актив коммерческий. И если будет финансово-экономический результат, то и социальная функция приложится.
volchkov@sb.by