В Могилевском областном драмтеатре — новый главный режиссер

Общение на интуитивном уровне

В Могилевском областном драмтеатре — новый главный режиссер...

В Могилевском областном драмтеатре — новый главный режиссер. Событие значимое в культурной жизни города, куда на популярный Международный молодежный театральный форум «Март–контакт» съезжаются актеры из разных стран. Новый главреж тоже не из местных. Директор драмтеатра Андрей Новиков говорит, что появление литовца Саулюса Варнаса — это расширение и углубление репертуара. И надежда, что труппу будут приглашать на престижные театральные фестивали. Ведь спектакли Варнаса для серьезной мыслящей публики. Чем собирается удивить новый главный режиссер и каково ему в белорусской провинции?


— Саулюс, вы руководили Паневежским театром драмы и комедии, Русским драмтеатром Литвы, были в свое время даже вице–мэром в родном Паневежисе, работали в Америке, Нидерландах, Австрии, Великобритании. И вдруг перебрались в Могилев. С чего бы?


— Я верю — если тебя внезапно поворачивает в сторону, куда ты и не собирался, значит, так надо. Судьба мудрее нас. Я вот в свое время очень в армию идти не хотел. Пришлось. Отправили в стройбат. В Сибирь. Тяжко, конечно. Зато там встретил удивительных людей. Потомки декабристов, интеллигенты, знающие о театре и искусстве столько — мне и не снилось. А с директором Могилевского драмтеатра мы познакомились несколько лет назад в Литве на фестивале, где я давал мастер–класс. Вскоре уже привез в Могилев свой спектакль. Работать с вашими актерами мне понравилось. И вот я здесь.


— Чем, по–вашему, белорусский театр отличается от других? Кто из коллег–белорусов вам интересен?


— Я еще не очень хорошо знаком с творчеством белорусских режиссеров. Из того, что видел, впечатлили работы Раевского, которого, увы, уже нет в живых. Понравились постановки Николая Пинигина. И «Гамлет» Казакова из Могилевского театра кукол. Хороши и по режиссуре, и по сценографии. Отличия белорусского театра, к примеру, от литовского, конечно, есть. Ваши спектакли — прорисованная сюжетная линия, рассказ, литература. Мне же импонирует режиссерский театр, где литература лишь предлог для сочинения своей истории. Даже если спектакль по пьесе классика, зритель, читавший книгу, увидит героев с иной стороны. Одна и та же постановка, например, моя «Фрекен Жюли» — в театре Скопье (Македония) и в Могилеве — будто две разные. Хорошо и там и тут. Но прочтение иное. Мне интереснее работать не с раскрученными звездами, а с провинциальными актерами, если я вижу в них потенциал.


— «Фрекен Жюли» представите на нынешнем «Март–контакте». Четыре года назад ваш спектакль «Тарелкин» на этом форуме получил премию «За оригинальное прочтение классической драматургии». Критики сошлись во мнении — это совершенно новый интеллектуальный и духовный уровень могилевского театрального искусства. Но вместе с тем отметили — проект фестивальный, не для массового зрителя. Очень уж сложен. А зритель не привык заморачиваться. Ему подавай, что быстро усваивается — комедии, мелодрамы. И режиссер вынужден с мнением публики считаться...


— Да, «коммерческая драматургия» хорошо продается. А зритель часто воспринимает театр как место для отдыха. Ему проще прийти с кока–колой, посмотреть фарс и уйти таким, как пришел. Но стремиться надо к большему. Мы не поучаем, а пытаемся вызывать человека в зале на сложный разговор. С самим собой. Театр должен провоцировать на размышления. Чтобы каждый задавался глобальными вопросами. О смысле бытия, своем предназначении на земле, о любви, без которой — никак, на которой мир держится. А многие об этом забыли. Живут «на деньгах», во имя денег.


— Чем удивлять будете?


— Планов много. Хочу поставить «Женитьбу» Гоголя и спектакль о белорусском просветителе и первопечатнике Франциске Скорине. Есть задумка создавать документальные постановки на основе актуальных материалов из прессы. Говорить со зрителем о том, что волнует в данный момент. Но я убежден: многословие — грех. Лучший диалог со зрителем — тишина. Тогда он слышит и чувствует сердцем. Язык жестов, музыка и свет — вот что способно задевать душу. Это тенденция мировых театров — общаться на интуитивном уровне. И мы к этому идем. Также хочу пригласить в Могилев известного литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса (Някрошюс — обладатель многих престижных наград, в их числе — «Золотая маска», госпремии, международной имени Станиславского «За выдающийся вклад в мировое театральное искусство», в 90–е был признан лучшим режиссером Европы. — Прим. авт.). Мечтаю показать могилевчанам постановку «Нора» по Ибсену немецкого режиссера Фрицше. А еще — «Восточный диван» по Гете в прочтении известного в мире режиссера Овлякули Ходжакули. Киргиз по национальности, он живет в Ташкенте, но сейчас работает в Индии. Мы дружим, общаемся по скайпу. Уверен, публике понравится. Иначе и быть не может. Потому что это гениально. И ни на что не похоже. Он «пропевает» спектакль, каждое слово в нем. Потрясающая музыкальность и мощная энергетика. Кстати, я уверен, от того, чем дышит театр, меняется и аура во всем городе. Очищается.


— Стало быть, Могилеву повезет.


— Уже повезло. Театральный форум «Март–контакт» — не просто праздник. Это духовное обогащение. Для всех: актеров, режиссеров, зрителей. Обогащать душу можно по–разному. Наши предки жили в гармонии с природой. Лес, огонь, вода врачуют. А еще вера. Я католик, хожу на службы по воскресеньям. Но однажды, увидев ваш Свято–Никольский монастырь, сразу почувствовал — там особая благодать. С тех пор это место одно из любимых в городе. И навсегда в моей душе.


Справка «СБ»


Саулюс Варнас — известный литовский режиссер. Ученик легендарного режиссера Юозаса Мильтиниса, на спектакли которого съезжались со всего Союза. Окончил актерскую студию Мильтиниса в Паневежском театре драмы, Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии и политехнический институт. Ставил спектакли по Достоевскому, Набокову, Льву Толстому, Горькому, Булгакову, Сухово–Кобылину. Увлечения — путешествия, йога, архитектура.


Советская Белоруссия №36 (24419). Вторник, 25 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter