Общее – не значит чужое

Союзный бюджет способен функционировать не только за счет дотаций

Союзный бюджет способен функционировать не только за счет дотаций

Проверку исполнения союзного бюджета Счетная палата РФ и Комитет государственного контроля Республики Беларусь впервые провели в 2001 году. Вначале это была просто внешняя проверка отчета об исполнении бюджета и подготовка заключения для Парламентского Собрания. В последние годы наряду с внешней проверкой широко практикуется ежеквартальный мониторинг хода исполнения бюджета.

– Вопрос мониторинга в своих ведомствах мы решили путем подписания соглашения между Постоянным Комитетом Союзного государства, Комитетом госконтроля Беларуси и Счетной палатой России. Действует оно с 2006 года. Это соглашение также предусматривает право нашего участия в составе рабочих групп по формированию проекта бюджета СГ на очередной финансовый год. Для нас наиболее актуальны два аспекта. Первый – формирование системы собственных ресурсов союзного бюджета. И второй – определение приоритетности расходования бюджетных средств, повышение эффективности и внедрение мер жесткой экономии, – отмечает замначальника Главного управления контроля бюджетно-финансовой сферы и деятельности госорганов Комитета государственного контроля Беларуси Анна Кремко.

Бюджет СГ формируется за счет безвозмездных перечислений и за счет неналоговых доходов. Если в 2008 году безвозмездные поступления составляли 84%, а неналоговые доходы занимали 16%, то в 2011 году это 95,4% и 4,6%. То есть налицо тенденция к снижению неналоговых доходов. Фактически бюджет Союзного государства носит дотационный характер, поскольку его наполняемость зависит от перечислений из национальных бюджетов.

Если вернуться в историю, то объем доходов бюджета СГ в номинальном выражении неуклонно рос. Он увеличился фактически с 585 млн российских рублей в 1998 году до 4872 млн в 2011 году, то есть более чем в 8 раз. Однако если мы посмотрим на увеличение объема в сопоставимых ценах, то в последние годы мы находимся на одном уровне. В связи с этим очень актуален вопрос – где найти источники финансирования, какие могут быть у нашего Союза доходы?

По словам Анны Кремко, самый доступный источник – это получение процентов от размещения временно свободных средств СГ в банковских депозитах. Эта норма была отражена в проекте нового порядка формирования бюджета СГ. Класть деньги можно в те банки, где государство является владельцем контрольного пакета акций.

– Я хочу отметить одну особенность той собственности, которая получилась у нас в ходе реализации союзных программ. Полученные нематериальные активы существенно превышают материальные. Материальные активы – это в основном опытные образцы инновационной продукции. Возможность их использования ограничена. А вот что касается нематериальных активов – интеллектуальной собственности, то здесь ситуация очень серьезная, на чем мы не раз акцентировали внимание при проверках. Нематериальные активы у нас должным образом не выявлены и не учтены, а значит, и не охраняются от незаконного использования. Это создает предпосылки для того, что все это перейдет в чужую собственность, – сетует Анна Кремко.

Когда мы сформируем собственную союзную базу формирования доходов, то станет эффективнее процесс управляемости бюджетом и появится большая заинтересованность в результативном расходовании средств.

Расходная часть бюджета СГ формируется с использованием программно-целевого метода. Метод – достаточно прогрессивный, его можно развивать и совершенствовать. Применение его в рамках бюджета СГ заключается в системном планировании выделения бюджетных средств в соответствии с утвержденными программами и мероприятиями. Однако практика применения программно-целевого метода показала и свои недостатки, которые лежат в основном в существующей ныне системе планирования. Это низкий уровень ответственности государственных заказчиков за достижение целей программы, за их эффективное использование, а также отсутствие приоритетов расходования средств бюджета. В связи с этим меры по повышению эффективности бюджетной политики посредством использования программно-целевого метода должны быть направлены в первую очередь именно на совершенствование законодательной системы по разработке и реализации программ.

– На наш взгляд, в новой системе должен быть учтен ряд пожеланий экспертов. Это изменение процедуры отбора программ, сокращение сроков согласования проектов, внедрение в бюджетный процесс механизмов перспективного бюджетного планирования, – отмечает Анна Кремко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter