Мажоритарная система станет одной из главных особенностей парламентской кампании в Беларуси

ОБСЕ рекомендует всем. Мы и реагируем как все

Мажоритарная система станет одной из главных особенностей парламентской кампании в Беларуси. Это значит, что для победы кандидату необязательно набирать больше половины голосов – достаточно просто опередить конкурентов. Напомним, до этого избранным признавался претендент, на счету которого не менее 50 процентов бюллетеней. В случае, если ни один из кандидатов не достигал такой планки, голосование шло по второму кругу. 

Парламентские выборы 2008 и 2012 годов также проходили в сентябре — 28 и 23 числа соответственно. Однако еще никогда они не назначались на такой ранний срок. Дата 11 сентября означает, что избирательная кампания практически целиком пройдет летом – мертвый, как в таких случаях говорится, сезон в политическом плане. Конечно, это не столь чувствительное обстоятельство, но, на мой взгляд, возможности для работы с электоратом все же ограничивает.

Тем не менее градус на выборном поле растет. Не позднее 9 июля должно завершиться образование избирательных участков. Со 2 по 11 августа — регистрация кандидатов, и можно начинать предвыборную агитацию. Пять дней до выборов отведут на досрочное голосование. Что и когда проводить, расклад понятен, все строго по Избирательному кодексу. Встает вопрос: как? Требование Президента – спокойно и прозрачно.

Но есть и изменения. Основные связаны с рекомендациями ОБСЕ. После прошлогодней кампании по выборам Президента Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе направило их более 30, из них 22 касаются изменения законодательства. Причем не только Избирательного кодекса, но и документов, регулирующих работу СМИ. Отечественные эксперты от них не отмахнулись, обсудили все. Через призму целесообразности. 

Конкретный пример… По итогам выборов ОБСЕ дает рекомендации каждой стране, допустившей миссию наблюдателей от этой организации. Однако замечу, ни одно государство не исполняет всех ее предложений. Так, на выборах президента США получили гораздо больше рекомендаций, чем Беларусь. С 2000 года, когда начал действовать наш Избирательный кодекс, поправки в него вносились пять раз — в том числе и по предложениям ОБСЕ. На нынешних выборах Центризбирком намерен применить лишь те, которые можно претворить в жизнь, не меняя закона, а с помощью собственных постановлений.

Например, зарубежные наблюдатели жаловались, что не могут видеть процедуру подсчета голосов.  Пошли навстречу.  В этом году установлено: одна сторона стола во время подведения итогов будет видна для обзора. Для наблюдателей весь процесс — как на ладони.

В то же время, уверен, неприемлемо менять Конституцию Беларуси из-за формальных рекомендаций ОБСЕ. Например, дать право голоса тем, кто находится под стражей до приговора суда. Или заведомо нереальные предложения, в том числе идею рассматривать все жалобы, поступающие в избирательные комиссии, в открытом процессе. Да и прозрачность выборов, если по большому счету, зависит совсем не от прозрачности избирательных урн, а от четкого соблюдения закона во время избирательной кампании. 

У нас с этим все просто, доступно и открыто. Вот и глава миссии наблюдателей от СНГ Сергей Лебедев на встрече с председателем Центризбиркома Лидией Ермошиной подчеркнул, что демократические тенденции и правила в Беларуси утвердились и являются основополагающими. 

Это очень важно для избирателей и самих кандидатов в депутаты. Да и так называемая оппозиция не вправе обижаться. Для всех условия равны. В отличие от попыток бойкота 2012 года сейчас практически все оппозиционные структуры собираются идти на выборы, вырисовываются диалог вместо конфронтации, участие вместо игнорирования. 

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter