Обреченная быть собой

Елена Борзова

Когда я увидел ее в популярном российском сериале «Обреченная стать звездой», где она, моя добрая приятельница Елена Борзова, играет увядающую звезду шоу–бизнеса Клеопатру, то сразу вспомнил актрису, блиставшую молодостью и талантом в эпическом белорусском фильме Виктора Турова «Люди на болоте». О белорусах лучше, чем этот экранизированный роман Ивана Мележа, никто еще не рассказывал и уж точно не показывал. А с актрисой Борзовой, Леночкой, я познакомился давным–давно, еще в начале 90–х, в бытность мою секретарем белорусского Союза кинематографистов, и, понятное дело, обрадовался, когда нежданно–негаданно встретил ее в Минске, куда она приехала по своим творческим делам. В маленьком тихом барчике гостиницы «Беларусь» за чашкой кофе мы как старые приятели разговорились. Узнав, что в издательстве «Мастацкая лiтаратура» готовится к печати моя книга «Исповедь грешного лицедея», главный герой которой — режиссер Борис Луценко, она воскликнула: «Да это мой самый любимый режиссер, он и Виктор Тимофеевич Туров!» Потом Елена поведала мне о белорусском периоде своей жизни и творчества. Я же предлагаю вам если не исповедь актрисы, то уж точно очень откровенный ее рассказ.


Спектакль на всю жизнь


...Наша встреча произошла неожиданно. С тех пор верю, что все хорошее бывает в жизни как подарок, которого не ждешь. Луценко был в те времена худруком Театра–студии киноактера, а я снималась на «Беларусьфильме». Зачем он мне, москвичке, дал прочитать пьесу Червинского «Счастье мое» и пригласил посмотреть этот спектакль, я до сих пор не понимаю, но влюбилась в материал сразу и всерьез. Однако я жила в Москве и, естественно, после съемок уехала по месту прописки и работы. И вот через полгода раздается звонок и Луценко предлагает мне сыграть роль Вики в «Счастье моем»! То есть на сцену надо было выйти без репетиций, без нормального ввода, как говорится, с колес, и... я согласилась.


Понятно, что мы, актеры, работаем не бесплатно и часто соглашаемся играть, скажем, в сериалах не по велению сердца, а по необходимости: хочется купить машину, обставить квартиру, хотя настоящие профессионалы и там выкладываются по полной программе. Но есть моменты, когда появляются роли, которые не сыграть ты не можешь. Роль Вики в «Счастье моем» — одна из таких. Мне было несладко в «Новом драматическом театре», где я тогда служила, меня, не знаю почему, безжалостно «жалили» коллеги. Да и в личной жизни настал этап, когда ничего не складывалось, а, наоборот, все разрушалось. Как углядел Борис мои тоскливые глаза обманутой женщины? Жизненная философия этой пьесы напрямую помогла мне найти себя в жизни. Здесь, в Минске, я почувствовала себя почти как моя героиня: свободной и счастливой, несмотря ни на какие мелкие злодейства и обманы.


Подарок фортуны


Первый спектакль был форменным кошмаром. Я не помнила текст и просила своего партнера Петю Юрченкова помогать мне, если стану запинаться. Волновалась страшно, но потом наступила сладость от того, что зрителям понравилась моя игра. Я влюбилась в эту пьесу, в этот спектакль. Я его восприняла как глоток творческой свободы, и, сознаюсь, лучшей роли в театре у меня не было. А как хочется, поверьте, до сих пор хочется сыграть героинь Чехова, Толстого, ощутить энергетику оттуда, из XIX века, где отношения были тоньше, а человек как личность ценился больше. Как хочется пожить среди настоящих, благородных мужчин, у которых понятия чести еще не были утрачены. Луценко в своем спектакле обозначил грядущие разрушения мужского начала, когда в угоду карьере в жертву приносится женщина. В американском кино такие легкие предательства в порядке вещей, их никто не осуждает, наоборот, оправдывают — ведь глупо же что–то делать себе во вред! Даже мой любимый Брюс Уиллис играет безумно обаятельных, но стопроцентных американских подонков с сильно развитой половой чакрой и всепоглощающим эгоизмом.


Судьба идет за нами следом


Потом, через несколько лет, я приехала в Минск по трагическому случаю. Отмечали сорок дней со дня смерти талантливого актера Юры Казючица, моего друга и партнера по фильму Виктора Турова «Люди на болоте». Думала ли я тогда, что буду с его дочкой Аней сниматься в одном сериале? Вся жизнь Юры, такая яркая и такая короткая, прошла перед моими глазами: и его лучшие роли, и его две дочки–красавицы, родившиеся одна за другой... Он, словно по Рубцову, сказавший: «Я к вам травою прорасту!» — пророс в дочерях своим талантом.


Удивительно, но и внешне Аня и Таня взяли у родителей все самое лучшее. Когда я встречала Аню на съемочной площадке сериала «Обреченная стать звездой», я внутренне говорила «ах», потому что девчонка действительно хороша и талантлива. Не зря Борис Луценко взял ее, еще 16–летнюю, на роль Офелии в спектакле «Гамлет». А ее сестра Таня учится в Щукинском училище, и, говорят, успешно.


Когда дух сильнее любви


Не знаю почему, но меня считают белорусской актрисой, хотя я с детства топчу московский асфальт и нигде больше не жила. На самом деле правда заключается в том, что в Беларуси свершились мои самые главные творческие удачи: спектакль «Счастье мое» и фильм «Люди на болоте». Луценко и Туров — вроде бы совсем разные люди, но увидели, почувствовали во мне героинь своих работ, увидели меня настоящей, и за это я им бесконечно благодарна. Они умеют создать на сцене и съемочной площадке такие условия, которые позволяют актеру раскрыться и легко взаимодействовать со своими партнерами. Причем без всяких поучений и наставлений, то есть, как говорится, эти режиссеры умирают в своих актерах. Я не верю в то, что человек творящий должен работать как робот, всегда на одном уровне, без неудач и горьких разочарований. Истинный созидатель ошибается, плачет, мучается и впадает в депрессию, но, переборов все это, переходит на новый уровень осмысления жизни и ликует, когда его понимают. Творец всегда непостижим. Ведь мы не ругаем Бога за то, что, кроме овечки и голубка, он создал змею, крокодила и муху цеце. Да, художник создает свой мир, пусть для кого–то несовершенный, искривленный, страшный или глупый, но он его создал, а дело зрителя — принять или не принять, жить в нем или просто созерцать, оценивая мастерство красивых актрис и мужественных актеров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter