Образование – слово заманчивое

WhiteboardMode.jpg
В эпоху интернета подделывать стали не только товары, а и сами понятия. Ну, что стоит открыть сайт с названием «университет» или «академия»? Но и мы с вами опыта набрались, на обманку «в лоб» уже не покупаемся. Тогда можно назваться попроще, например, «образовательный проект» - скромно и солидно.

«Конечная цель краудфандинга», «выбор производителя — шейринг», «девелоперы ненавидят айтишников»… какие из этих слов вам знакомы?  А это не философский диспут, не защита диссертации по химии, нет, – это открытая лекция одного нашего финансиста в рамках образовательного проекта «Бридж». Образовательного, понимаете? А чтобы просто понять, о чем там речь, - нам на какие курсы нужно сначала сходить?

Можно бы это и списать на чрезмерную любовь к терминам и наукообразности, на, так сказать, англосаксонский дискурс организаторов и спикеров (не  выступающих, не говорящих – спикеров!) проекта. Цели проекта заявлены благие, но при этом предусмотрительно неопределенные: «создание условий для адаптации белорусских студентов к реальной жизни за пределами университетов». Понятно ведь? – мы условия создали, а уж адаптировались вы или нет, не наша забота.

Но какой же ее, реальную жизнь, видят фундаторы и спикеры? «Через 10 лет станут невостребованными компетенции, связанные с физическим и механическим трудом. А интеллектуальные специальности, основанные на консультации, принятии решений и синтезировании предложений, будут развиваться». Это говорит на лекции финансист, банкир, белорус, - наш, в общем, тутэйшы, -  выступающий «спикером». А, простите меня, картошку кто будет сажать? А комбайны собирать-ремонтировать? Мешки с ней, родимой, таскать? Убирать-сортировать-в бурты закладывать? Консультировать (а также принимать решения и синтезировать предложения) у нас людей – толпа набежит, только свистни! Так если их еще больше будет – боюсь, без бульбы останемся.

Бульба, как понятно, это просто пример. Очевидный антитезис. Но это же лекция, выступление специалиста, его же слушают, на него ориентируются. А эксперт наш вот как считает: «Тренд на ИТ в Беларуси — это такая же волна, как и была в 80-е и 90-е годы на бухгалтеров и менеджеров. Эти курсы программирования можно назвать ПТУ, где человека просто учат писать код. Беларусь превращается в сообщество высокотехнологичных ПТУшников, которые получили по сути среднее профессиональное образование. А кто делает продукт? Не забывайте, добавленная стоимость не в коде, а в продукте». Может, наоборот, нужно бы напомнить жаждущим образования, что если не будет тысяч простых (ПТУшных) программистов, не будет и сотен талантов и пары гениев? А без них не будет продукта, а без него – вожделенной добавленной стоимости. Так к чему, по сути, призывает успешный банкир?

А он поднимает тему будущего до «зияющих высот»: «Я считаю, что любая замкнутая система — это умирающая система. И стратегия что-то сохранить, а не развить, это значит умереть. Когда я на самом верху слышу, что стратегия в Беларуси чего-то сохранить, я тогда думаю: мы медленно умираем». Вот она, какова, оказывается, реальная жизнь – за окном кондиционированного кабинета.

NB (заметка на полях): именно незамкнутые системы в силу энтропии быстро приходят к гомеостазу, а развиваться могут, лишь будучи включенными в систему покрупнее. Это должны знать не только физики и биологи, это и высшее финансовое образование должно в себя включать. Так нам в Беларуси что сделать-то нужно, чтобы не умирать медленно? – финансист выводов не делает, он это оставляет самим студентам…
Но вопрос даже не в конкретном «спикере». Понятно, что та якобы «реальная жизнь» к которой хотят «адаптировать» наших студентов, с жизнью деревень, агрогородков, райцентров, городов – с нашей, в общем, жизнью - имеет мало общего. В башне из слоновой кости можно затвориться с обеспеченными друзьями, блеснуть интеллектом, поразить антиномией в рамках принятой парадигмы… - но зачем же смущать малых сих?

Если попытаетесь попасть на очередную лекцию «образовательного проекта», с удивлением увидите, что с вами взаимодействуют через группы в соцсетях, головная организация находится в России, с офертой придется согласиться удаленно, платить будете «электронным билетом», - в общем, только виртуальные контакты. Это тоже входит в «адаптацию студентов к реальной жизни»? Сомневаюсь. Или, наоборот, – это она и есть? Тот же «спикер», рассуждая о нас с вами: «как потребители мы являемся участниками масс-маркета, но с другой стороны, мы можем индивидуализировать спрос» (весьма доступно, практично и, главное, пригодится в жизни, согласны?), - так вот он вот утверждает, что развитие интернета скоро отодвинет в сторону нынешнюю экономику и сформирует «экономику крауд с его составляющими: краудфаундинг, краудсорсинг, краудинвестинг и прочие».

А тот же краудфандинг, – продолжает лектор и внимание! – «возник по инициативе фриков, готовых купить всякие безделушки для собственного самовыражения, и другие фрики их делали». Перевожу на русский: всегда найдутся лохи, готовые платить реальные деньги за фантики. Особенно если на фантике написать «образование». И добавить «для реальной жизни».

Будем учиться?

mukovoz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter