Обучение импортным технологиям менеджмента и бизнес-дисциплинам: новые знания или чужая идеология?

Образование по национальным правилам

В одних странах образование — национальное достояние, в других — просто одно из социальных обязательств государства, в третьих — всего лишь бизнес и ничего больше. К счастью, у нас образование не превратили в полной мере в коммерческий вид деятельности. Хотя некоторые элементы бизнеса в него все же проникли. А вот в сфере последипломного и дополнительного образования (самый вкусный и денежный сегмент) царит самый что ни на есть рынок. 
рисунок олега карповича

  И, как мне видится, с минимальным научным и педагогическим обоснованием. Бизнес-тренеров, коучеров различных мастей появилось великое множество, причем не всегда с внятно подтвержденной квалификацией или вообще с отсутствием таковой. Но говорят красиво, умно, с широким использованием сценических приемов. Форма прекрасна, артистична. А содержание? А вот оно зачастую импортного происхождения, без всякой адаптации. И мне в этом видится определенная проблема: ведь некоторые слушатели принимают все за чистую монету, потом иностранные концепции (собственно говоря, сомнительно, что они в США и ЕС в чистом виде работают) пытаются применить в реальности, пробуксовывают и во всем винят наш деловой климат. Деловое образование на самом деле — это не только знания, но и инструмент формирования мировоззрения элит, точка входа в государственную экономическую идеологию. 

Собственно говоря, я не против свободы образования. Никакие знания лишними не бывают. Но только в том случае, если их получатель обладает критическим мышлением. Преподаватели (тренеры, коучеры и так далее) предельно честны с аудиторией и называют вещи своими именами. А именно то, какая маркетинговая, финансовая или другая теория и концепция на практике проверены в определенной системе координат. С четким указанием географического места проведения испытаний. 

Это во внешней политике коллективный Запад более-менее выступает сплоченным фронтом. В деловой жизни даже в Евросоюзе широчайший плюрализм. А от США Европа по бизнес-традициям отличается кардинально. Успешная компания по немецким меркам может оказаться безнадежной с точки зрения американцев. И наоборот. И тому есть немало подтверждений, когда европейские концерны с очень достойными котировками на местных биржах не могли пройти листинг на Нью-Йоркской бирже. В действительности мир даже очень разнообразен и фрагментирован по экономическим традициям. И даже период глобализации не подравнял всех под одну гребенку. По определенным стандартам вели себя компании только на международном рынке. А в домашней обстановке в каждой стране работают по своим принципам. И переносить их на чужую почву, мягко говоря, бесполезно, а то и вредно. 

Тем не менее, как мне кажется, в сфере делового образования какие-то четкие критерии не выработаны. И в целом в этом сегменте царит чистый бизнес. Да, с присутствием государственного элемента (учреждения образования предлагают свои платные программы), но с определенной его дискриминацией. Например, в законодательстве четко прописано: бизнес-школой может являться только коммерческая организация. Такая вот получается дискриминация. Я уже не говорю про коучеров самого разнообразного розлива и пошива, которые готовы и «прокачать» персонал фирмы, и поднять как командный дух, так и маркетинг… Да все что угодно. А если посмотреть на удаленные курсы, то возможны любые чудеса. За определенную плату можно узнать секрет «как стать миллионером». Причем проповедники делового успеха утверждают: никакого мошенничества. Они психологически настраивают своих слушателей, как стать успешными. И сами богатеют на их доверчивости. С этой точки зрения формулу, как стать богатым (для себя), они точно нашли. 

Конечно, последипломное и дополнительное образование — удел людей взрослых. С одной стороны, логично, чтобы они сами делали выбор и оценивали источник знаний по своим критериям. С другой — некая система защиты потребителей таких услуг, пожалуй, должна быть. Если мы покупаем, скажем, автомобиль, то госсистема стандартизации, сертификации и нормативно-правовая база по защите прав потребителей гарантирует, что изделие безопасно и соответствует ключевым заявленным характеристикам. А ведь некачественные знания, как мне видится, еще более опасны, чем сомнительный товар. Ведь исходя из ложных принципов, почерпнутых у гуру предпринимательства (а таковыми, по их словам, являются практически все тренеры), люди могут выстраивать бизнес, карьеру, взаимоотношения с государственными органами. И понести серьезные материальные потери. 

Нет, я за свободу мысли, слова, взглядов. Все концепции и теории (кроме экстремистских по своей сути) имеют право на жизнь. И какая из них лучше работает или хуже и при каких условиях — тема научных и экспертных дискуссий. Но в сферу образования (в том числе дополнительное и последипломное) люди идут за знаниями, которые нужны им для практического применения. А всегда ли те истины дают положительный эффект при их реальном внедрении? В наших, белорусских, реалиях. Есть у меня на этот счет огромные сомнения. 

Как беспокоит и вторая проблема: любая теория является товаром, включая и с идеологическим значением. И образование, ориентированное на бизнес, является одним из инструментов формирования идеологии целевой аудитории. Иной раз, слушая выступления предпринимательских кругов на публичных мероприятиях, ловишь себя на мысли, что они больше привержены неким либеральным теориям, чем, собственно говоря, их авторы из западных стран. Не результат ли это той ситуации, что целые поколения студентов выросли на «Экономикстах» западного производства? И обучены преподавателями, которых в свое время щедро приглашали на стажировки в ведущие западные же университеты? Поэтому проблема бизнес-образования является не только практической, но и идеологической. Если учишься работать по западным принципам, то, подозреваю, и бизнес надо открывать где-нибудь в Европе. В Беларуси, Китае, странах Персидского залива эти инструменты функционировать не будут. И тут вопрос, какие выводы будут сделаны. Одни понимают, что импортный инструментарий без адаптации не действует на другой территории. Другие очень активно критикуют наш деловой климат, нормативно-правовую базу, работников, регуляторов… Мол, страна у нас неправильная для образованных бизнесменов. Ложные понятия рождают ложные суждения и ложные же протестные настроения. 

Наверное, все-таки дополнительное и последипломное образование требуют определенной регуляторики. Не запретительных мер. Но, скажем, определенной маркировки, что тот или иной курс или поставщик образовательных услуг предлагает знания, адаптированные под отечественные реалии. А если ее нет, то все остается на усмотрение потребителя. Возможно, ему как раз и нужна тренировка для работы на заграничных рынках. Такие курсы поскольку необходимы, так как мы являемся страной с открытой экономикой и вынуждены широко общаться с внешним миром. Но соответствующая маркировка внесет четкость и понимание. Без всякой дискриминации. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter