Обратная связь

Защити себя сам В "СБ" за 27 декабря в статье Дмитрия Крята "Главное - спокойствие" затронута чрезвычайно важная тема.
Защити себя сам

В "СБ" за 27 декабря в статье Дмитрия Крята "Главное - спокойствие" затронута чрезвычайно важная тема. Президент говорит о том, что руководство страны не должно забывать об обязанности защищать государство от посягательств извне. Что оно гарантирует своим гражданам безопасную жизнь.

Я испытал весь ужас начала войны 22 июня 1941 года. Служил в составе инженерно-саперного батальона в должности старшего фельдшера в пограничной зоне Ровенской области Западной Украины. Огневой смерч с земли и воздуха разрушил доты, вывел из строя большое количество личного состава, техники и вооружения. Велики были потери и среди мирных граждан. Мне пришлось оказывать помощь очень многим людям. Но она могла бы быть эффективнее, если бы население имело навыки правильных самостоятельных действий при вооруженном вторжении. И не случайно уже после войны в СССР этому учили даже старшеклассников. Нашей же безопасностью и озабочен Президент, напомнив нам о необходимости уметь себя защитить. В мире есть государства, которые не извлекли уроков из прошлого и силой оружия насаждают свои порядки, изгоняют неугодные им правительства и их лидеров. Беларусь - мирная страна. Мы никому не угрожаем и ни на кого не собираемся нападать. Но быть сильными - обязаны. Ради самих себя, своей страны, ради детей и их будущего.

Петр ХИЛЬ, инвалид войны I группы, Гродно.

Где деньги - там обман?

Хотим продолжить разговор, начатый Павлом Мацукевичем в заметке "Счет истории не признает условных единиц", - о махинациях с компенсационными выплатами Германии узникам фашизма. Автор пишет, что срок подачи заявлений на компенсацию истек еще в конце 2001 года. Между тем некоторые дельцы и сегодня обманывают людей, продавая некие анкеты на компенсационные выплаты. Корреспондент предупреждает читателей, что не стоит зря тратить время и деньги и вообще пора бы о компенсациях забыть. Но о выплатах из Германии, поверьте, никто из нас раньше не знал. Из нашей деревни только 5 человек и то тайком обратились за компенсацией еще в апреле 2003 года (вероятно, речь идет о компенсационных выплатах из Австрии. - Ред.). Через несколько месяцев в ноябре они получили по 860 евро с условием, что в 2004 году получат еще по 460 евро. Об этом мы узнали только сейчас. Как же, спросите, узнали эти люди про компенсационные выплаты? Все просто. Их дети работают на руководящих должностях в отделе социальной защиты и в райисполкоме. Они-то и шепнули своим родственникам. А ведь в годы Великой Отечественной войны пострадала буквально вся деревня...

И еще. Приходит к нам порой гуманитарная помощь, но куда она исчезает - неизвестно. Во всяком случае, ни до малоимущих, ни до многодетных семей она не доходит. Более того, гуманитарная помощь, насколько мы понимаем, безвозмездна. Тогда почему же, скажите на милость, "помощь" распродается на базарах? И где оседают вырученные деньги?

В.А.Янушева, Н.А.Ворозин, А.Т.Сыч, С.К.Мордус, Н.В.Сытько, О.А.Хартанович,

М.Е.Луцнович, С.К.Монит, д. Буда Октябрьского района.

Льготы и заботы

Прочитав в "СБ" за 19 декабря 2003 года статью Елены Легкой "Упорядочить - не значит лишить", я узнала, что в нашей стране льготами пользуются 50 категорий граждан. Не зря после этой цифры стоял в статье восклицательный знак. Действительно, чуть ли не половина населения получает льготы, а вторая половина - заботы, как обеспечить эти самые льготы.

Во время войны моя мама, я, шестилетняя и трехлетняя сестры тоже жили на оккупированной немцами территории в Жлобинском районе. Отец всю войну был на фронте. Я помню, с какой надеждой ждали мы наших воинов-освободителей. Поэтому я за то, чтобы сохранить льготы участникам Великой Отечественной войны. Они заслужили это право, рискуя собственными и спасая наши жизни. Естественным было бы причислить сюда и ленинградцев-блокадников. Они только своим присутствием помогли отстоять город. Социальные послабления должны быть и у тех, кто отстаивал интересы бывшего Советского Союза в других вооруженных конфликтах. А узники концлагерей и угнанные на принудительные работы во время войны уже получили компенсацию от различных фондов. Ликвидаторы чернобыльской катастрофы получили солидную прибавку к пенсии - это уже сама по себе и есть поддержка государства. При чем тут другие льготы? Ведь, по большому счету, все мы так или иначе пострадали от катастрофы, но если бы всем раздавали льготы, государство в два счета разорилось бы. Думаю, что надо продолжать поддерживать нетрудоспособных и неработающих инвалидов I и II групп, так как это самая незащищенная категория наших граждан. Пенсионерам и так называемым ветеранам труда (к коим отношусь и я) оставить только 50-процентный проезд на общественном транспорте. То же самое касается и студентов (но только во время каникул).

Зинаида ТИМОХИНА, Светлогорск.

Перемелется - мука будет?

Хочу продолжить тему, поднятую Аэлитой Сюльжиной в материале "Чем пахнет эхо хлебного дефицита?" ("СБ" за 14 января). Действительно, прошлый год по погодным условиям был во многих странах неблагоприятным для выращивания продовольственной пшеницы. Поэтому на Минском комбинате хлебопродуктов пшеница нового урожая закончилась еще в ноябре. И сейчас мы вынуждены покупать зерно за рубежом. Если год назад тонна пшеницы стоила 109 - 115 долларов, то теперь - 195 - 200. И хотя Минский комбинат хлебопродуктов традиционно имеет самые низкие накладные расходы, мука подорожала почти на 40 процентов. Тем не менее органы ценообразования сдерживают цены. В декабре цену пшеничной муки увеличили лишь на 12 процентов, в январе - еще на 10 процентов. Только за 2 этих месяца комбинат "заработал" около 650 миллионов рублей убытков. А стоимость зерна продолжает повышаться - оптовики предлагают сегодня пшеницу по 220 долларов за тонну. Да и в России его не купить. Прибалтийские государства выставляют на продажу небольшие партии пшеницы, постоянно увеличивают цены и жестко требуют своевременных расчетов. Как можно в этих условиях продавать муку с убытком? Ведь в итоге комбинаты хлебопродуктов просто не смогут купить продовольственную пшеницу.

Понятно, что резкое повышение стоимости муки может больно ударить по кошелькам населения. Но очевидно и то, что решить проблему только за счет мукомолов не удастся. Нужен комплексный подход. Будут ли это субсидии предприятиям или малообеспеченным семьям - должно решить государство. Мы же надеемся, что люди нас правильно поймут: рост цен на пшеничную муку - вынужденный и объективный.

Николай ОРИНЕНКО, директор Минского комбината хлебопродуктов.

Что в брэнде нашем отзовется?

С удовольствием прочитала в "СБ" за 18 декабря прошлого года статью Игоря Кольченко "Страна как брэнд". Полностью согласна с автором, что пора бы нам уже научиться реальному, здоровому патриотизму, который предполагает и умение достойно преподнести, показать свою страну. А гордиться нам, безусловно, есть чем. Но недаром говорят, что ложка дегтя может испортить бочку меда. Недавно я провожала детей в аэропорт Минск-2. Багажа у них было немало - отправлялись в загранкомандировку. На машине мы подъехали к самому входу в аэровокзал (никто нам не сделал замечания по поводу парковки автомобиля). Аэропорт меня как провинциалку удивил своими масштабами и... пустотой. Пассажиров было совсем немного, и особенно хотелось, чтобы работники аэропорта доброжелательно встречали и провожали каждого пассажира. А с нами вышло совсем наоборот. Две сотрудницы в шинелях нараспашку с равнодушием, если не сказать с недовольством, встретили нас в багажном отделении. Было такое впечатление, что мы в чем-то провинились перед ними. Не стану подробно описывать унизительную процедуру досмотра багажа и тем более личного осмотра молодой женщины. Понятно, что есть инструкции и правила, но должны еще быть корректность, вежливость и профессионализм. А вот этого как раз работницам и недоставало. Следующий досадный момент ожидал нас при выезде с территории аэропорта: всех выезжающих останавливали сотрудники ГАИ и штрафовали... за неправильную парковку у входа в аэровокзал. Но ведь никто же не предупредил, что там нельзя парковать автомобиль! Если театр начинается с вешалки, то аэропорты и вокзалы - ворота нашей страны, через которые мы встречаем и провожаем наших гостей. И от того, как мы это делаем, во многом зависит имидж нашей страны. А это прежде всего высокая культура человеческих отношений. Если мы это поймем и, что называется, примем к сведению, то никакого другого брэнда нам уже не нужно будет придумывать.

Алиция ТРАФИМОВИЧ, Вилейка.

Национальный орден

Недавно генерал-майор в отставке В.Воробьев выступил в "СБ" с предложением учредить национальную награду, приуроченную к 60-летию освобождения Беларуси, и вручить ее всем участникам-фронтовикам, которые живут в Беларуси. Я считаю, что это очень своевременное и справедливое предложение. К 50-летию Победы в Украине, например, все участники войны были награждены главным в стране орденом Богдана Хмельницкого. К очередной круглой годовщине там собираются повторить эту церемонию. Национальными наградами отмечены и фронтовики многих бывших советских республик. Белорусы же не имеют пока ни одной национальной награды, хотя она могла бы стать (без всяких прилагаемых к ней привилегий) своего рода данью уважения состарившимся бойцам. А вот к прозвучавшему недавно по радио предложению, учредить медаль "За освобождение Беларуси" я отношусь скептически. Нашу страну освобождали воины 7 фронтов. Это миллионы солдат и офицеров. Тех, кто остался жив, судьба разбросала по всему миру. Сможем ли мы отыскать их всех, чтобы вручить несомненно заслуженную награду? Вот в чем вопрос.

Иван ТКАЧЕВ, Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter