Обратная сторона Земли

Мама третьего белорусского космонавта считает дни до старта, ждет вызова в ЦУП Королева и вспоминает белые ночи в Ленинграде С начала октября весь райцентр Червень, и улица Барыкина в частности, живут в режиме обратного отсчета. «Ну что, еще не полетел? Когда там уже?» — на этот вопрос Валентине Эдуардовне НОВИЦКОЙ (на снимке) приходится отвечать по несколько десятков раз в день. Но она уже смирилась: наверное, так надо: сын — космонавт, третий после Климука и Коваленка белорус, который собирается покорить космос. Но от этого на душе спокойнее не становится: что ждет ее Олега там, за границей стратосферы? Аккуратный домик в самом конце улицы Барыкина. За забором — цветник. На грядке вопреки моросящему дождику — хозяйка с тяпкой: готовит луковицы цветов к холодной зиме. «Хоть на что-то стараюсь отвлечься, чтобы только не слышать телефонные звонки и не думать о Байконуре», — тревожно вздыхает Валентина Новицкая. И мы заходим в дом, где прошли детство и юность будущего астронавта. — Комнатой Олега всегда был зал. С тех пор здесь все осталось без изменений, только его письменный стол заменили столом-книгой. За ним мы и собираемся все вместе, когда приезжают дети с внуками, — рассказывает Валентина Эдуардовна, но телефонный звонок не дает ей закончить мысль. — Нет, Рая, пока никуда не летят. Старт перенесли с 15-го на 23-е. Да, они с экипажем уже на Байконуре. Готовятся. Телефонный шнур категорически выдернут. Мы садимся в кухне, обложившись семейными альбомами, и запускаем время вспять...

Мама третьего белорусского космонавта считает дни до старта, ждет вызова в ЦУП Королева и вспоминает белые ночи в Ленинграде

С начала октября весь райцентр Червень, и улица Барыкина в частности, живут в режиме обратного отсчета. «Ну что, еще не полетел? Когда там уже?» — на этот вопрос Валентине Эдуардовне НОВИЦКОЙ (на снимке) приходится отвечать по несколько десятков раз в день. Но она уже смирилась: наверное, так надо: сын — космонавт, третий после Климука и Коваленка белорус, который собирается покорить космос. Но от этого на душе спокойнее не становится: что ждет ее Олега там, за границей стратосферы?

Аккуратный домик в самом конце улицы Барыкина. За забором — цветник. На грядке вопреки моросящему дождику — хозяйка с тяпкой: готовит луковицы цветов к холодной зиме. «Хоть на что-то стараюсь отвлечься, чтобы только не слышать телефонные звонки и не думать о Байконуре», — тревожно вздыхает Валентина Новицкая. И мы заходим в дом, где прошли детство и юность будущего астронавта.

Два сантиметра до абсолюта

— Комнатой Олега всегда был зал. С тех пор здесь все осталось без изменений, только его письменный стол заменили столом-книгой. За ним мы и собираемся все вместе, когда приезжают дети с внуками, — рассказывает Валентина Эдуардовна, но телефонный звонок не дает ей закончить мысль. — Нет, Рая, пока никуда не летят. Старт перенесли с 15-го на 23-е. Да, они с экипажем уже на Байконуре. Готовятся.

Телефонный шнур категорически выдернут. Мы садимся в кухне, обложившись семейными альбомами, и запускаем время вспять.

— Я очень хорошо помню тот год, когда Гагарин полетел в космос. Мне тогда было 11 лет. Дома стоял телевизор, и все передачи были только об этом. Переживали все страшно. Мама ходила по дому и причитала: «Как он там, бедный?» А отец все бурчал: «И какой черт его туда понес!» — смеемся с Валентиной Новицкой. — Но, зато когда он успешно приземлился, радости не было конца. В школах проходили торжественные линейки, на улицах люди светились от счастья и поздравляли друг друга… Только сейчас, спустя 51 год, я осознаю, какие чувства переживала перед этим полетом мама Юрия Алексеевича.

…Когда родился Олег, Валентина и Виктор жили на съемной квартире в Червене. Вскоре им предложили недостроенный дом — и семья переехала на улицу Барыкина. Дмитрий и Марина родились уже тут.

— Трудное было время. Трое детей, не всегда хватало на одежду малышам, не говоря уже о новых игрушках… Помню, Олег, еще школьник, как-то подошел ко мне и сказал: «Не переживай, мамочка, я вырасту, стану летчиком и сброшу тебе с воздуха сундучок с деньгами. Хватит на все», — рассказывает Валентина Новицкая. — До сих пор не знаю, откуда у сына возникли мечты об авиации. Военных ни в роду, ни в семье нет: я по профессии закройщица, муж — водитель. Думаю, примером стал двоюродный брат Игорь: он был старше Олега и сразу после школы поступил в летное училище. Но до самого последнего дня мы с мужем даже не догадывались о планах сына…

За 10 лет учебы родителей ни разу не «вызвали» в школу. Спокойный, уравновешенный, очень требовательный к себе, Олег считался одним из лучших учеников и каждый год выносил школьное знамя. Серьезно увлекался футболом, играл за город и район. Поэтому родители не удивились, когда сын отпросился в Минск на очередные соревнования.

— Только по возвращении он признался нам, что прошел областную врачебную комиссию, а до этого — районную. Улыбнулся и сказал: «Мама, я буду летать». Тогда я поняла, почему в последние годы он так налег на физику и математику. И зачем возле дома, между опорами столба электропередачи, смастерил себе турник. «Отсев» в летное училище был чрезвычайно жесткий: здоровье и учеба должны быть идеальными, а рост — 178 см, ни больше, ни меньше. Так вот за 9-й и 10-й классы он на перекладине «подтянул» недостающие 2 см, — смотрим черно-белый любительский снимок. — 23 июня Олег сдавал в школе последний экзамен по белорусскому языку и литературе. Через два дня был выпускной вечер, но мы на него не попали. Ведь уже 24-го ночью я отправляла их с отцом в Борисоглебск. С собой он взял только аттестат и приписное свидетельство, все остальное выдали в летном училище.

«Документы на космонавта за Олега подал друг»

Письма сына из училища Валентина Эдуардовна хранит по сей день. Вот они, перевязанные синей лентой, в ящике стола. В одном из первых Олег рассказывает о курсе молодого бойца: фото похудевшего юноши в фуражке сказало маме гораздо больше текста. Вот первый полет — по традиции инструктор подарил пилоту-новичку пачку сигарет. А мать уже волнуется: как бы не закурил… Первый прыжок с парашютом, первая награда — четыре года прошли, как один день.

В 1995-м в Червене сыграли красивую свадьбу: Юлия была первой и единственной девушкой, которая переступила порог отчего дома.

— Потом я только успевала запоминать новые города, где он учился и служил, и новые адреса, с которых приходили письма. Волгоград, Борисоглебск, Буденновск, подмосковное Монино… Сын никогда не хвалится новыми должностями и назначениями: мы с отцом всегда узнавали все новости последними. Например, что он участвовал в боевых действиях в Чечне и представлен к наградам. Что сам, без всяких связей, поступил в престижную Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, о которой мечтал долгие годы. Даже о зачислении в отряд космонавтов он сообщил в шутку. Как раз закончил академию и гостил у нас, кто-то позвонил на сотовый. А он нам потом и говорит: «Полечу в космос». Мы тогда посмеялись все, а позже я узнала, что это друг подал за него документы — и Олег прошел. Так они из Буденновска попали в Звездный городок, — вспоминает Валентина Новицкая. — Хорошо помню день, когда супруг прибежал с работы и нервно бросил на стол газету: «Вот, читай!» Там был снимок Олега, говорилось о том, что ему присвоена квалификация «космонавт-испытатель» и что он проходит подготовку в качестве командира корабля. Мы сели с мужем в кухне и проплакали весь вечер… Никому ничего не сказали, но на следующий день новость знал весь город. Из газетных публикаций мы узнавали, как они тренируются в невесомости и на центрифуге, отрабатывают пристыковку и учатся выживанию в экстремальных условиях после посадки. Все это звучало как китайская грамота, что-то далекое и малопонятное. Только после поездки в Звездный городок я наконец осознала: это правда, мой сын на 156 дней летит в космос. 

«Все хорошо, мам, не тревожься» 

Два года назад не стало отца Олега — Виктора Ивановича. И мать очень переживала, чтобы эта страшная новость, выбившая из колеи всю семью, не помешала сыну готовиться. Ведь они были очень близки…

— В это время он был на учебе в США, позвонил, что все бросает и мчится домой… Но он бы все равно не успел: расстояние-то огромное. Не представляете, чего мне и Диме с Мариной стоило его отговорить. Потом уже невестка рассказывала, что он разыскал там православный храм и каждый день приходил молиться за упокоение души отца, — вспоминает Валентина Новицкая. — Олег с семьей приезжал месяц назад. Я все спрашиваю: «Как ты, сынок? Ночами не сплю, так за тебя волнуюсь». А он отвечает: «Все хорошо, мам, не тревожься понапрасну. Переживания — это отрицательная энергия». И дальше себе работает по хозяйству — чинит забор, в сарае порядок наводит, с дровами разбирается… А я готовлю в кухне обед и ничего перед собой не вижу от слез. И молюсь за него Богу и всем святым угодникам.

Каждый день часы с фотографией ракеты и надписью «Космодром Байконур» сокращают расстояние до заветного дня старта — 23 октября. Сам Олег с экипажем там уже с 9 октября. У родственников в Минске и Червене тоже все давно готово и спланировано: брат Дмитрий с женой Олега Юлией и дочерью Яной за несколько дней «до» выезжают на знаменитый космодром. Валентина Эдуардовна с дочкой Мариной будут наблюдать за всеми событиями из Центра управления полетами в Королеве. Осталось только дождаться официального вызова:

— У меня в изголовье кровати стоит его фотография — в скафандре, улыбающегося. Здесь он настоящий космонавт, солидный мужчина, каких показывают в фильмах. А я недавно поймала себя на мысли, что все чаще вспоминаю его еще ребенком. Особенно когда мы втроем с мужем ездили по турпутевке в Ленинград. Как раз были белые ночи, Олег гулял с папой допоздна. Они вернулись, и Олежка в восторге кричал мне: «Мама, ты представляешь: мосты раскрылись, а под ними течет река!» Надеюсь, такой же восторг он испытает, когда увидит нашу планету с той, не ведомой большинству землян стороны.

-----------------------------------------

Официально

В начале марта космонавты «Роскосмоса» Олег Новицкий (командир группы) и Евгений Тарелкин успешно прошли зачетную тренировку на тренажере российского сегмента Международной космической станции в Центре подготовки космонавтов. Вместе с ними в экипаж МКС-33/34 входит астронавт НАСА Кевин Форд. Старт экспедиции на МКС намечен на 23 октября. Космонавтам предстоит провести на орбите 156 дней.

-----------------------------------------

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter