Обратная сторона партнерства. У ЕС нет общего видения, как выстраивать отношения с Беларусью.

После выборов Президента Беларуси 19 декабря прошлого года европейские структуры разного уровня больше месяца обсуждали так называемый «белорусский вопрос», стараясь придать сугубо внутригосударственным событиям внешнеполитическую окраску. Минск долго пугали различными санкциями, и только в последний день января «вердикт» был вынесен. И он удивил многих.

После выборов Президента Беларуси 19 декабря прошлого года европейские структуры разного уровня больше месяца обсуждали так называемый «белорусский вопрос», стараясь придать сугубо внутригосударственным событиям внешнеполитическую окраску. Минск долго пугали различными санкциями, и только в последний день января «вердикт» был вынесен. И он удивил многих.

В качестве меры принуждения Европарламент, Парламентская ассамблея Совета Европы приняли «резолюции» и утвердили список из 157 белорусов, которым запрещен въезд в страны ЕС. В этот перечень попали чиновники, судьи, сотрудники правоохранительных органов, члены избиркомов и… журналисты.
Американцы то ли по привычке, то ли по инерции пошли дальше и включили помимо визовых ограничений экономические рычаги, нарушив свои же обязательства, зафиксированные в действующем Будапештском меморандуме 1994 года. Впрочем, введение ограничительных мер со стороны Штатов на сотрудничество с двумя белорусскими предприятиями выглядит чисто политической мерой. Ведь доля США в объеме продаж ОАО «Полоцк-Стекловолокно» занимает около пяти процентов. А лидская «Лакокраска» и вовсе не имеет никаких экспортных контактов с Америкой. К тому же оба предприятия в последнее время активно занимаются диверсификацией рынков, товарные потоки в десятки стран мира помогают им сохранить стабильное финансовое положение.
В разном виде подобные визовые ограничения существовали и в конце 90-х, и в середине 2000-х, но они не мешали стране – это признают в том числе и западные эксперты – динамично развиваться.
Правда, на этот раз евробюрократы даже не удосужились элементарно перепроверить информацию, которую им услужливо подсунули некоторые деятели белорусской оппозиции. Список ЕС изобилует многочисленными искажениями фамилий, составители не знают не только руководителей комитетов в белорусском парламенте, но и умудрились перепутать генпрокурора с главой Конституционного суда. Некоторые фамилии в списке указаны почему-то дважды, еще полтора десятка человек и вовсе значатся без даты рождения и отчества. А за номером 9 в списке, например, некто Андрей Тюрин, который значится начальником службы безопасности президента, хотя  на этой должности нет человека с такой фамилией. И наконец, под номером 31 в перечень невъездных попал Михаил Пищуленок, возглавлявший Витебский областной избирком в уже далеком 2006 году. Как его имя попало в список-2011? Ответ не поддается даже искаженной логике европейской демократии. Дело в том, что этот человек умер два года назад. Воистину «черный» получается список.
В ЕС как мантру повторяют тезис о важности соблюдения прав человека. Но этот безалаберно составленный документ ограничивает не только одно из фундаментальных прав – на свободу передвижения, но и вводит новую форму цензуры – запрет на свободу слова и объективную информацию. В список попали имена 12 белорусских журналистов, в том числе и те из них, которые никогда не освещали политическую тематику.
Многие европейцы, как и десять лет назад, являются заложниками неправильной информации о Беларуси, отмечает белорусский политолог Вадим Гигин. По той причине, что руководствуются только одной точкой зрения. Ни в Европарламенте, ни в ПАСЕ на слушаниях не присутствовали депутаты белорусского парламента. Зато представители белорусской оппозиции там частые гости.
Российская делегация в Страсбурге была свидетелем того, как разговор о Беларуси превратился в монолог некоторых европейских депутатов. Их убеждение в том, что в Беларуси «все плохо», основано не на фактах, а зачастую лишь на эмоциях, говорит член делегации России в ПАСЕ, депутат Государственной Думы РФ Дмитрий Вяткин. По его словам, у такого беспрецедентного давления на страну несколько причин, среди которых, в частности, попытка сделать официальный Минск более сговорчивым.
Независимая политика суверенной Беларуси, исходящая из интересов народа, а не кланов, вызывает раздражение у многих зарубежных политиков, отмечает заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси Анатолий Глаз. Очередную резолюцию по ситуации в Беларуси он назвал «ярким и, к сожалению, типичным примером скоординированной международной акции». Это еще раз подтверждает правоту выводов о том, что, во-первых, так называемая «мирная» демонстрация 19 декабря осуществлялась не без участия европейских структур, у которых были далеко идущие планы. Во-вторых, Евросоюз в очередной раз демонстрирует наличие двойных стандартов по отношению к Беларуси.
Справедливости ради стоит отметить, что и в самой Европе нет единодушия по поводу того, как строить отношения с Беларусью дальше. Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси с ЕС исчисляется миллиардами евро. Кроме того, Беларусь для европейских компаний и инвесторов – выход на рынок Таможенного союза и важнейшее транзитно-транспортное звено в европейской цепи. Энергетическая, логистическая, пограничная безопасность Европы напрямую зависит от политической стабильности и экономической устойчивости в Беларуси. И неслучайно президент Литвы Даля Грибаускайте на мюнхенской конференции по безопасности произносит слова о том, что сам народ должен решить, какую власть он хочет иметь. «Мы, Запад, можем помочь любому народу созреть, окрепнуть, однако мы не можем диктовать каждому народу конкретно, какую систему или какого руководителя он должен избрать».
В условиях, когда у Европы нет общего видения, как вести себя в «белорусском вопросе», верх берут не радикальные мнения, вроде предложений ввести экономические санкции, а скорее половинчатые, символические меры, считает вильнюсский политолог Вадим Вилейта. По его словам, Литва устала от экономического кризиса, из которого едва-едва вышла. Поэтому в общественном мнении преобладает настрой не ругаться с соседями. И президент Даля Грибаускайте “в целом действует сообразно “социальному заказу”, считает литовский эксперт.
Депутат Сейма Латвии, заместитель председателя фракции «Центр согласия» Валерий Агешин также убежден в том, что применение к суверенной Беларуси каких-либо санкций с чьей-либо стороны – совершенно необдуманный и неоправданный шаг. «Мне вспоминаются события двухгодичной давности в Латвии, когда было разгромлено здание парламента. Если Европа требует освободить участников белорусской акции, то почему она не требовала освободить участников акции в Латвии, когда тоже были десятки задержанных за погромы в Старой Риге?» – задается вопросом депутат.
Такая двуликая мораль логично привела некоторых европейских политиков и дипломатов в Варшаву, где в начале февраля прошла международная конференция доноров, организованная при поддержке польского МИД. Фактически ее целью стала демонстративная поддержка белорусской оппозиции, которой пообещали увеличить финансирование до 120 миллионов долларов. Тем самым европейцы нанесли еще один удар по своей репутации.
В резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы по Беларуси читаем: «Ассамблея призывает все политические партии Совета Европы и Европейского парламента предпринять активные меры в поддержку родственных партий Беларуси путем предоставления финансовой поддержки для функционирования этих партий». Хотя можно напомнить, что еще 8 апреля 2003 года тот же Совет Европы принял документ, в котором черным по белому написано: «Государства должны особенно ограничить, запретить или регулировать иным способом пожертвования политическим партиям со стороны иностранных доноров». А в федеральном законе США даже предусмотрена уголовная ответственность за внешнее финансирование политических партий. То есть либералы и демократы из Брюсселя и Вашингтона свято заботятся о своей национальной безопасности. Почему же тогда они считают, что другие страны должны поступать по-другому?
Польское и немецкое внешнеполитические ведомства сегодня открещиваются от обвинений со стороны официального Минска по поводу участия их спецслужб в организации государственного переворота в Беларуси. Но на днях точки над i расставил лидер партии «Право и справедливость», брат погибшего в авиакатастрофе президента Польши Ярослав Качиньский, который в интервью газете «Речь Посполита» фактически признает, что Варшава и Берлин оказывали финансовую помощь белорусской оппозиции. И сожалеет, что ставка была сделана не на того кандидата. «Польская дипломатия совместно с немецкой открыто поддерживала политически слабого, считающегося пророссийским, кандидата, – говорит Качиньский. – Польская восточная политика потерпела на этом направлении сокрушительное поражение, так как была основана на непрофессиональной, желаемой, а не реальной оценке ситуации в этой стране».
Также в этой публикации польский политик констатирует очевидный провал программы «Восточное партнерство» в отношении Беларуси. Этот проект, по сути, не зашел дальше эфемерных деклараций и не имеет никакого экономического веса. По мнению некоторых экспертов, инициаторы создания Восточного партнерства – Польша и Швеция – с помощью этой программы надеялись лишь расшатать белорусскую внешнюю политику. Не удалось…
Беларусь готова прислушиваться к советам со стороны, перенимать лучший опыт, полезные идеи. Но без ультиматумов, понуканий и окриков. Как у всякого суверенного государства, у Беларуси есть свои национальные интересы и свои законы, которые необходимо уважать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter