Обращения в Конституционный Суд

В Конституционный Суд в минувшем году поступило 1 181 обращение

На рассмотрение в Конституционный Суд в минувшем году поступило 1 181 обращение, что на 7,3 % меньше, чем в 2009 году (1 274). Обращений юридических лиц было 43, остальные обращения – от граждан.

В письменных обращениях для разрешения ставилось 1 090 вопросов, в том числе: о проверке конституционности нормативных правовых актов – 69 (6,3 %); о необходимости внесения в акты законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных правовых актов – 27 (2,4 %); о толковании действующих нормативных правовых актов, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, – 2 (0,2 %); о пересмотре, неисполнении и разъяснении решений Конституционного Суда – 12 (1,1 %); о правоприменении – 980 (89 %).

Количество письменных обращений, в которых ставились вопросы о проверке конституционности нормативных правовых актов, по сравнению с 2009 годом увеличилось незначительно (на 5, или 0,8 %).

Некоторые из таких предложений, содержащихся в обращениях, реализованы путем принятия Конституционным Судом следующих решений: «О равных гарантиях реализации права граждан на защиту от безработицы» (от 23.03.2010), «О порядке реализации права на обжалование в суд осужденными к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лицами, содержащимися под стражей, и административно арестованными примененных к ним мер взыскания» (от 27.05.2010).

На основании ряда обращений, в которых ставились вопросы совершенствования законодательства, направлены письма в компетентные органы. Например, в Министерство сельского хозяйства и продовольствия – о необходимости совершенствования правового регулирования сертификации масличных культур, имеющих семена; в Министерство торговли – об отсутствии в нормах потерь норм естественной убыли свежих фруктов при хранении их на складах организаций оптовой торговли; в Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации – о совершенствовании порядка доведения технических нормативных правовых актов до всеобщего сведения.

В 2010 году были реализованы некоторые предложения и КС. Например, на основании письма Конституционного Суда о правовом регулировании условий и порядка предоставления финансовой помощи государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам в Указ Президента от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» в ноябре 2010 года внесены соответствующие изменения и дополнения.

На реализацию ст. 60 Конституции, гарантирующей каждому защиту его прав и свобод, направлены положения части третьей ст. 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, устанавливающие, что государственные органы, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органу и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта.

В 2010 году к уполномоченным органам с инициативой о проверке конституционности актов обращались только граждане, всего было 57 обращений, в том числе: в Администрацию Президента – 8; в Палату представителей Национального собрания – 19; в Совет Республики Национального собрания – 17; в Совет Министров – 12; в Высший Хозяйственный Суд – 1.

Обращения граждан, считает Петр Миклашевич, нуждаются в более тщательном, всестороннем и внимательном рассмотрении. Ведь в некоторых из них, наряду с просьбой о внесении в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов, содержатся обоснованные доводы о необходимости внесения изменений в законодательство в связи с наличием в нем пробелов, правовой неопределенности, коллизий норм права. Например, Е. Белуш (г. Гродно) неоднократно, начиная с 2007 года, обращался в Совет Министров с просьбой инициировать дачу КС заключения о соответствии Конституции Закона от 12.07.2006 № 142-З «О подоходном налоге с физических лиц» в части обложения налогом сумм, полученных в качестве компенсации (возмещения) морального вреда. В числе доводов в обоснование своей просьбы он ссылался на решение Конституционного Суда от 12.05.2005 «О налогообложении компенсации морального вреда», в соответствии с которым для исключения неоднозначного понимания и применения норм, регулирующих налогообложение компенсации морального вреда, законодателю было предложено дать толкование Закона «О подоходном налоге с физических лиц» либо внести в него соответствующие изменения. Лишь Законом от 15.10.2010, вступившим в силу с 1 января с.г., в Налоговый кодекс (подп. 2.37 ст. 153) были внесены изменения, в соответствии с которыми объектами налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы, полученные физическими лицами в качестве компенсации (возмещения) морального вреда в соответствии с законодательством.

Наиболее часто в обращениях ставились вопросы, связанные с применением жилищного, трудового, социального, налогового, административного, уголовного законодательства. В частности, в обращениях содержались предложения о необходимости: уточнения отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса, в том числе о реализации права обвиняемого на судебную защиту на различных стадиях уголовного процесса; регламентации вопросов возмещения вреда и судебных расходов лицу, незаконно привлеченному к административной ответственности; совершенствования правового регулирования пенсионного обеспечения; дополнительного регулирования труда молодых специалистов, в том числе совмещающих работу с обучением; внесения изменений в законодательство, регулирующее жилищные правоотношения (выселение из общежитий, оплата коммунальных услуг, распределение расходов по содержанию общего имущества совместного домовладения и др.), трудовые правоотношения (работа по контракту и др.).

При этом граждане и юридические лица обращаются в Конституционный Суд, как правило, исчерпав все доступные им средства правовой защиты в других государственных органах. Около половины обращений содержат жалобы на решения судов по конкретным делам, а также иные вопросы, связанные с осуществлением судебной деятельности. В ряде обращений свое несогласие с судебными постановлениями и действиями судов по осуществлению правосудия авторы связывают с неконституционностью, по их мнению, соответствующих правовых норм.

В целях укрепления конституционных гарантий защиты прав и свобод граждан целесообразно, считает Петр Миклашевич, законодательно закрепить право судов на преюдициальный запрос в Конституционный Суд в случае возникновения обоснованных сомнений в конституционности подлежащего применению по рассматриваемому делу нормативного правового акта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter