Обращение Сталина, которого не было

В состав группы вошли известные белорусские поэты Янка Купала, Якуб Колас, Андрей Александрович, Петрусь Бровка, Петро Глебка, Изя Харик. К осени «Письмо белорусского народа товарищу Сталину» в стихотворной форме было готово. Затем семьдесят лучших вышивальщиц со всей республики золотистыми нитями вышивали на шелке это послание. Одновременно бригада краснодеревщиков готовила инкрустированный сундучок.

В начале 1936 года по инициативе первого секретаря ЦК КП(б)Б Николая Гикало была создана творческая группа по подготовке послания белорусского народа Иосифу Сталину

В состав группы вошли известные белорусские поэты Янка Купала, Якуб Колас, Андрей Александрович, Петрусь Бровка, Петро Глебка, Изя Харик. К осени «Письмо белорусского народа товарищу Сталину» в стихотворной форме было готово. Затем семьдесят лучших вышивальщиц со всей республики золотистыми нитями вышивали на шелке это послание. Одновременно бригада краснодеревщиков готовила инкрустированный сундучок.

28 ноября 1936 года, на четвертый день работы восьмого Чрезвычайного съезда Советов, белорусская делегация передала в президиум сундук с вышитым на шелке письмом товарищу Сталину, которое зачитала стахановка Минской швейной фабрики «Октябрь» Евдокия Киселева. В письме белорусские поэты рассказали о достижениях республики в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре. И, конечно же, отметили, что все успехи достигнуты благодаря мудрому руководству Великого Сталина и Коммунистической партии.

Как отреагировал на письмо Иосиф Виссарионович, неизвестно. По крайней мере, ни в материалах съезда Советов, на котором он присутствовал, ни в печати, освещающей работу форума, об этом ничего не говорилось.

И вдруг… На стыке 1943-го и 1944 годов во многих печатных изданиях, которые выходили в партизанских бригадах Витебской области и отдельных бригадах Борисовской зоны Минской области, было опубликовано «Обращение товарища Сталина к белорусскому народу». Правда, 4 апреля 1944 года в Минский подпольный обком КП(б)Б из Москвы поступила радиограмма за подписью секретаря ЦК КП(б)Б Пантелеймона Пономаренко о немедленном прекращении печатания вышеназванного документа, так как… никакого обращения к белорусскому народу товарищ Сталин не делал. Одновременно руководству обкома поручалось провести расследование по этому делу.

В ходе расследования было установлено, что впервые «Обращение» вышло в свет в партизанской бригаде Гудкова, дислоцировавшейся в то время в Толочинском и Крупском районах. В объяснительной записке комиссар 2-го отряда бригады М. Короткевич писал, что в середине ноября 1943 года, находясь в партизанском госпитале в Лепельском районе, он встретил двух партизан, якобы прибывших с Большой земли и передавших ему текст «Обращения».

Вернувшись в свою бригаду, он и комиссар 5-го отряда И. Ильин с согласия комиссара бригады Ф. Игнатовича на ротаторе отпечатали пятьдесят экземпляров «Обращения» для распространения среди личного состава и населения. Затем «Обращение» опубликовали газеты, выходившие в партизанских соединениях.

Наконец документ дошел до Минского подпольного обкома партии. 1 января 1944 года секретарь обкома Роман Мачульский (в этот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза) подписал директиву всем секретарям районных комитетов КП(б)Б, комиссарам бригад и отрядов Борисовской зоны следующего содержания: «…посылаю один экземпляр принятого по радио обращения к белорусскому народу Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Предлагаю это обращение поместить в очередных номерах газет, выпустить отдельными листовками и как можно большим тиражом. Во всех отрядах и населенных пунктах провести митинги и беседы. В населенные пункты, где не представляется возможности провести митинги и беседы по причине близости немецких гарнизонов, как можно больше забросьте листовок с обращением Верховного Главнокомандующего... О проделанной работе информируйте».

После получения из Москвы вышеупомянутой радиограммы от Пономаренко Мачульский вынужден был экстренно отменить свою предыдущую директиву и издать новую, где он уже призывал командование бригад и отрядов «впредь быть осторожными с ответственными документами и не поддаваться возможным провокациям, как это имело место с этим «Обращением» со стороны отдельных товарищей, подвевших и меня…»

Конечно, при изучении «Обращения» можно заметить, что в нем есть ошибки как в содержании, так и в грамматике. Не могли советские артиллеристы обстреливать в то время Витебск, Могилев, Оршу… Линия фронта проходила еще на значительном расстоянии от этих городов. И уж никак не могло быть в то время лозунга «Выше знамя белорусской национальности!» Тем более высказанного самим Сталиным. Можно было обратить внимание на слова «белорусы» и «белорус», которые в «Обращении написаны с двумя «с».

Кто же все-таки являлся автором сталинского обращения к белорусскому народу?

В докладной записке от 3 мая 1944 года на имя секретаря ЦК КП(б)Б Пономаренко все тот же Роман Наумович Мачульский считает, что «Обращение товарища Сталина к белорусскому народу» сочинено в бригаде Гудкова комиссаром 2-го отряда Короткевичем М. Д. совместно с комиссаром 5-го отряда Ильиным В. П. и с ведома комиссара бригады Игнатовича Ф. П.».

Какое последствие имела история с «Обращением» для его авторов? На этот вопрос документы архива тоже не дают ответа.

Известно только, что комиссар Короткевич вскоре погиб в бою с немецкими карателями, а Ильин и Игнатович после соединения бригады в июне 1944 года с частями Красной Армии были направлены в распоряжение ЦК КП(б)Б и работали после войны на руководящих должностях в народном хозяйстве республики.

Геннадий БАРКУН, историк

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter