Обращаясь к первоистокам...

Ход развития событий в современном мире не является результатом досужего планирования штатных аналитиков разнообразных институтов и лабораторий...

Ход развития событий в современном мире не является результатом досужего планирования штатных аналитиков разнообразных институтов и лабораторий. Неизбежность глобализации — наряду с главными сценариями ее развертывания — в общих чертах была предначертана немногим менее двух столетий тому назад. И произошло это отнюдь не в Северной Америке, а в центре тогда еще разобщенной Европы — в Германии.


На рубеже XVIII — XIX веков выдающийся — пользовавшийся воистину планетарной известностью — немецкий мыслитель, в конце жизни ректор Берлинского университета Г.В.Ф.Гегель продемонстрировал и доказал принципиальную возможность тотальной прогрессивной унификации современного человечества. Предрекая неизбежность трансформации мира в единое и взаимосвязанное целое, философ понимал этот процесс как развертывание и самореализацию универсального Абсолютного Духа. От привычного христианского Бога этот последний отличался тем, что он был ориентирован на идеалы и ценности европейской цивилизации. По мысли Гегеля, стратегия экспансии западной экономики и культуры призвана объединить земные нации и народы на фундаменте общечеловеческих ценностей, норм свободы и гуманизма. Столь благородное происхождение стратегии глобализма позволило ее теоретикам долгое время не особенно заботиться поиском иных философских аргументов в поддержку собственных представлений.


Сложности с воплощением в жизнь благородной мечты великого философа начались тогда, когда цели улучшения и гармонизации жизни всего человечества оказались подменены средствами обеспечения военной и политической гегемонии одной сверхдержавы. Очевидные трагические двусмысленности, которыми сопровождалась политика глобализации в конце ушедшего столетия (очевидный крах этого эксперимента в Ираке и Афганистане, силовое разрушение и «демократизация» Югославии), поставили на повестку дня вопрос о том, насколько верно было привлечение столь громкого имени из истории человеческой культуры для обоснования вселенских амбиций США. «Глобальный эксперимент», спроектированный за океаном, стремительно утрачивает легитимность: возможно, философа, доброе имя которого совершенно не пострадало в итоге произвольных экспериментов над его учением, просто неправильно поняли его слишком ретивые толкователи.


Гегеля — как и его предшественников И.Канта, Ф.Шеллинга, И.Фихте — вновь начали в высшей степени активно изучать и не только в рамках университетских курсов; осмыслению их творчества в последние годы были посвящены десятки философских и политологических конгрессов и конференций. Вновь уделяется самое пристальное внимание системному анализу всей традиции немецкой философии середины XVIII — первой трети XIX века. Эти мыслители совершенно иначе представляли себе будущее человечества: так, профессор из Кенигсберга Кант, ссылаясь на то, что все люди обладают универсальной природой, полагал, что и высшая цель у всего человеческого рода одна — достижение всеобщего правового гражданского общества, важнейшими атрибутами которого являются максимальная свобода над внешними законами и справедливое гражданское устройство. В качестве же главной практической программы всей своей жизни он рассматривал достижение «вечного мира», осуществимого, по его мнению, исключительно посредством равноправного диалога суверенных государств. Сегодня эти и другие идеи немецкого классика приобретают особое культурно–политическое звучание, становясь своего рода теоретическим фундаментом при обсуждении самых актуальных вопросов развития современного мира.


В сентябре текущего года в Минске, в издательстве Белгосуниверситета, увидела свет монография профессора Татьяны Румянцевой «Немецкая трансцендентально–критическая философия (середина XIII — первая треть XIX вв.)». Книга представляет собой первое в отечественной философской мысли издание подобного рода. Творчество наиболее знаковых фигур данной традиции анализируется здесь в контексте новейших тенденций развития философии, находя в работе новое и свободное от политической ангажированности толкование. При подготовке книги ее автор опиралась на собственный многолетний опыт чтения курса по истории зарубежной философии (в том числе и специального ее раздела «Немецкая классическая философия») для студентов философского отделения БГУ, а также свои многочисленные публикации по данной проблематике. Многие ее идеи нашли подтверждение в ходе публичного их обсуждения на международных конференциях, посвященных изучению наследия Канта и Гегеля, включая престижный Гегелевский конгресс, посвященный роли его политической философии в современном мире (Польша, 2006).


Учитывая тот факт, что многие идеалы и ценности, веками составлявшие ядро «европейского человечества» и обеспечивавшие единство и целостность христианского мира, были наработаны и закреплены в европейской культуре именно немецкой философской классикой, становится очевидной невозможность постижения вне рамок этой традиции современных реалий Старого Света. Скрупулезный анализ того идейного багажа, который содержится в трудах немецких классиков интеллектуализма, позволил автору утверждать, что перспективный путь человечества философы тогдашней Германии усматривали в гармонизации самых разных представлений народов мира о путях выбора своего будущего.


Игорь ТИХОМИРОВ, Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter