Обойдемся без стрельбы

Уголовному розыску - 85! - Блокнот, ручка да собственная память - вот и все, на что мог рассчитывать оперативник в прошлые годы, - говорит Валентин Станиславович.
Уголовному розыску - 85!

- Блокнот, ручка да собственная память - вот и все, на что мог рассчитывать оперативник в прошлые годы, - говорит Валентин Станиславович. - Теперь времена, конечно, изменились - на смену древней бумажной картотеке пришли емкие компьютерные базы данных, появились надежные средства слежения и связи, обновился транспорт. По сути, прогресс сделал современный уголовный розыск по-настоящему мобильной и высокотехнологичной службой. К примеру, раньше мы и мечтать не могли о появившемся недавно отделе психологических исследований, где применяется полиграф - "детектор лжи"...

- Но ведь и преступность тогда была другой...

- Скорее общество было другим, оттого и преступность - менее свирепой. Разбои были большой редкостью, а единичный случай убийства считался чрезвычайным происшествием. Теперь посмотрите сводку - всего за один вчерашний день по республике - четыре убийства. Правда, все раскрыты... Я думаю, что в ходе ломки старого жизненного уклада, которая шла последние 10 - 15 лет, были уничтожены и многие моральные ценности, отчего наша жизнь стала гораздо более жесткой, а преступность - более жестокой. Соответственно это потребовало большей эффективности уголовного розыска.

- Вы можете привести цифры, характеризующие работу вашей службы?

- Могу. Но не буду. Я не думаю, что вашему рядовому читателю интересен "процент раскрываемости по отношению к аналогичному периоду прошлого года". Ему важно, чтобы лично он мог без опаски ходить по улице и не беспокоиться за сохранность своего имущества. Собственно, обеспечение безопасности граждан и есть сейчас основная забота уголовного розыска. Поэтому, кроме раскрытия уже совершенных преступлений и розыска злоумышленников, мы уделяем много внимания предупреждению готовящихся преступлений. Нет, тут я все-таки не смогу удержаться от цифры: только за последнее время мы пресекли 1.538 преступлений на стадии их подготовки.

- Видимо, это больше плоды оперативно-агентурной деятельности, а не технических новаций? Значит, старые методы работы уголовного розыска все-таки сохраняют актуальность?

- Старые отнюдь не значит устаревшие. Скорее это методы, проверенные временем и используемые во всем мире. Даже американское ФБР, технически сверхоснащенное, не может, да и не собирается отказываться от агентурных форм работы. Можно сказать, что современная техника просто дополняет и облегчает основные приемы уголовного розыска. Хотя нашу службу по-прежнему не назовешь легкой. К нам ведь, как говорится, с хорошим не приходят. Ежедневное разбирательство в чужих бедах оказывает тяжелейшее психологическое воздействие на сотрудников. Нервы нужны железные...

- Именно поэтому в Украине, как я знаю, год службы в уголовном розыске приравнивается к полутора годам обычного трудового стажа. В Беларуси не собираются вводить такую же норму?

- Вот вы какому учителю доверите своего ребенка: опытному или начинающему? К какому врачу пойдете лечиться - к стажеру или асу своего дела? Какой сотрудник розыска предпочтительнее: зрелый оперативник или зеленый новичок?

Чтобы постигнуть только азы нашего дела, нужно 5 - 7 лет. И куда больше - чтобы суметь полностью реализовать полученные навыки. Поэтому лично я против таких норм - год за полтора. К чему приводит подобная практика - уже известно: лишь только сотрудник становится настоящим профессионалом, ему уже подходит срок ухода на пенсию. Нет, нужны другие формы стимулирования розыскников.

- В некоторых странах СНГ готовятся вводить гонорарную систему для оперативников и следователей - чтобы, помимо зарплаты, сотрудник мог быть вознагражден за конкретное раскрытое преступление...

- Думаете, у нас этого нет? Не было, пожалуй, случая, чтобы наш министр не поощрил работников, раскрывших тяжкое или особо тяжкое преступление. Даже почетные грамоты больше не являются средством лишь морального поощрения - они обязательно сопровождаются материальным вознаграждением. Однако привлекательность службы в уголовном розыске никогда не заключалась в финансовой выгоде. Молодые люди идут к нам, как я считаю, лишь потому, что это действительно интересная, нескучная работа. Нет ни одного дня, который бы был похож на предыдущий. Именно поэтому в районных отделах уголовного розыска служит немало профессионалов, всеми силами открещивающихся от повышений по службе и переходов на более спокойные должности.

- Работа в уголовном розыске по-прежнему остается одной из самых рискованных в милицейском ведомстве. Как часто подвергается опасности жизнь ваших сотрудников?

- Среди преступников, как вам известно, "отморозков" хватает - могут внезапно и ножом ударить, были случаи... Но все эти растиражированные киношниками штампы об угрозыске, будто наша работа состоит сплошь из погонь да перестрелок, ни в коем случае не соответствуют действительности. На самом деле, верх профессионализма - это тихая, незаметная оперативная комбинация, а не "стрельба по-македонски". Если дело дошло до стрельбы - значит, где-то мы недоработали, допустили брак. Бескровное, без пальбы и жертв задержание в Польше того же убийцы Девкша, о котором писала ваша газета, - образец действий, о котором можно сказать: чисто сработано. Или недавний случай взаимодействия с нашими украинскими коллегами... К нам обратилась женщина, сын которой, предприниматель, выехал в Украину и исчез. Мы тут же связались с тамошним департаментом уголовного розыска и буквально в считанные дни установили, что неопознанный обгоревший труп, обнаруженный в одном из украинских городов, - это и есть тело пропавшего коммерсанта. Украинцы выявили убийцу, но он успел покинуть страну... Мы же отыскали его в Беларуси и провели такую комбинацию, что ни о чем не подозревавший преступник был просто вынужден вернуться на место совершения убийства, где его уже поджидали наши коллеги, взявшие бандита с поличным. К слову, сходное взаимодействие у нас налажено с аналогичными нашему уголовному розыску службами во всех странах, с которыми граничит Беларусь.

- Что бы вы хотели сказать своим коллегам накануне 85-летнего юбилея уголовного розыска?

- Во-первых, хочу поздравить с праздником не только действующих сотрудников, но и ветеранов, заложивших высокие традиции белорусского розыска. Во-вторых, пожелать всегда помнить, что наша работа ценна для общества не меньше, чем труд учителя. Недаром наши профессиональные праздники совпадают: учить и защищать - что может быть важнее?

- И недаром супруга главного сыщика страны - учительница...

- Да (смеется), это совпадение тоже наверняка не случайно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter