Образовательному пространству Беларуси и России нужны общие ориентиры

Обойдемся без "шпор"

Образовательному пространству Беларуси и России нужны общие ориентиры

У абитуриентов сейчас горячие деньки - вступительные испытания и выбор будущей профессии. В России уже подводят первые итоги ЕГЭ, а в Беларуси испытания в самом разгаре.


В этом году почти в два раза повысили требования к знаниям абитуриентов, поступающих в белорусские вузы. Теперь, чтобы участвовать в конкурсе за студенческий билет, нужно набрать в централизованном тестировании минимум 10 баллов по русскому или белорусскому языку, 15 - по естественно-научным предметам и 20 - по гуманитарным. На ЕГЭ эта планка еще выше: по русскому языку минимально допустимый балл - 36, а по математике - 24. Поэтому сравнивать результаты хоть и схожих по форме, но разных по методам измерения испытаний некорректно. Соответственно, и о переводной шкале речи пока не идет. Так же, как и о едином для российских и белорусских абитуриентов экзамене. Поэтому россияне, чтобы побороться за бюджетные места в белорусских вузах, должны принять участие в ЦТ, точно так же белорусские абитуриенты - пройти через ЕГЭ, если хотят попытать счастья в российских вузах.


В Беларуси содержание тестовых заданий становится известным абитуриентам только в аудитории - в одно время по всей стране в день испытания. И пока обходилось без "утечки" информации. Тем не менее нарушения, хоть и мелкие, но случаются. С самого массового тестирования по русскому языку (почти 81 тысяча испытуемых) 16 человек были удалены за использование шпаргалок и мобильных телефонов. Требования жесткие: обнаружили средство связи - абитуриент лишается права поступления в этом году, даже если не успел им воспользоваться...


Некоторые уже выбрали вуз, другие ждут результаты, чтобы реально оценить свои возможности. К слову, с этого года белорусские вузы сократили прием на экономические и юридические специальности на 10 процентов, а ссузы - на 41 процент. В 22 вузах и вовсе прекращен набор первокурсников на такие специальности, как "мировая экономика", "экономика управления на предприятии", "менеджмент", "коммерческая деятельность", "бухучет, анализ и аудит". Этими специалистами рынок труда пресыщен. Взамен абитуриентам предлагают более 30 новых специальностей, приоритетных и востребованных у работодателей. Скажем, в БГУ выбор расширился сразу на 11 естественно-научных направлений: "Ядерная физика и технологии", "Физика наноматериалов и нанотехнологий", "Компьютерная физика", "Химия лекарственных препаратов", "Космоаэрокартография" и другие.


С этого учебного года многие белорусские вузы переходят к 4-летним программам подготовки специалистов. Этот период синхронизирован с соответствующими специальностями в российских вузах, которые на двухступенчатую модель подготовки (4+2) перешли еще 3 года назад. Ректор БГУ Сергей Абламейко признался, что к этому шагу шли долго.


- Мы дискутировали, выслушивали критику профессоров: "Кого научим за 4 года, если сами все учились 5 лет?". Но это мировая тенденция. Все переходят на форму "4+2", а в некоторых странах есть и "3+2". Мы сделали всё, чтобы сокращение сроков не отразилось на качестве будущих специалистов. 80-90 процентов материала 5-летнего срока обучения осталось и в 4-летнем. Часть дисциплин перенесли в магистратуру, а некоторые предметы из специальностей исключили вовсе.


Например, на год меньше будут учиться будущие экономисты, программисты, логисты, математики, информатики, радиофизики. А вот ядерная и компьютерная физика, физика наноматериалов, химия, биология, специальности, связанные с космосом, изучением иностранных языков, и т.д. остаются на 5-летней программе обучения.


Белорусско-Российский университет в Могилеве уникальный в своем роде - он работает по законодательству двух стран. Белорусы сюда поступают по результатам ЦТ и учатся по белорусским образовательным программам, а россияне - по результатам ЕГЭ и учатся по российским стандартам, а на выпуске получают российский диплом. В чем отличия этих стандартов? По словам ректора Игоря Сазонова, структура подготовки студентов аналогична, и в целом базовые дисциплины, как в России, так и в Беларуси, совпадают и по объему, и по количеству. Российские и белорусские учебные планы теперь включают так называемые зачетные, или кредитные, единицы (степень трудоемкости дисциплины). Каждый учебный год - это 60 зачетных единиц. Такая унификация баланса учебного времени позволяет сопоставить и учесть академические успехи студентов из двух стран.


- Общность образовательных программ такова, - говорит Игорь Сазонов, - что мы можем по родственным специальностям практически без затруднений переводить, восстанавливать и зачислять студентов как из российских, так и из белорусских вузов.


Хотя, конечно, по ряду критериев организация учебного процесса отличается. Например, средняя недельная аудиторная нагрузка студентов по российским стандартам не должна превышать 27 часов, по белорусским - 32 на младших курсах и 30 - на старших. Так что пока белорусские студенты в аудиториях проводят больше времени...


Впрочем, несмотря на различия и нюансы, сложностей при устройстве на работу не возникнет у специалистов как с российским дипломом, так и с белорусским. Уже не первый год действует соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Было бы желание, а работа найдется для всех.

 

marie.by@mail.ru


Тем временем


Сегодня в Минске завершается пресс-тур для российских, белорусских и союзных СМИ на тему "Общее образовательное пространство Союзного государства: новые тренды. Организация учебного и научно-исследовательского процесса".


Программа трехдневного тура выдалась крайне насыщенной: журналисты посетили Национальную академию наук Беларуси, побывали в Институте подготовки научных кадров, Институте тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова. Представители СМИ встретились с министром образования Беларуси С.А. Маскевичем, ознакомились с организацией учебного процесса в минском филиале Российского государственного социального университета и Институте физики им. Б.И. Степанова, а также в Белорусском государственном университете.


Исполняющий обязанности председателя Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков рассказал журналистам, что массового оттока ученых из Беларуси не наблюдается. "Есть единичные случаи, в основном это касается переезда в Россию", - подчеркнул он.


Кроме того, в Беларуси ведется подготовка иностранных магистрантов и аспирантов, в том числе из России. Средний возраст ученого НАН Беларуси сегодня составляет 48 лет.

 

Кирилл Мироненко

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter