Оборотная сторона жировки

С 1 февраля этого года Гродненский облисполком установил для населения новые тарифы.
С 1 февраля этого года Гродненский облисполком установил для населения новые тарифы. Теперь за отопление жители области платят в месяц по 532,22 рубля

за каждый квадратный метр. Горячее водоснабжение обходится в 2.816,86 рубля с человека, а тепловая энергия - 1.849,75 рубля за одну гигакалорию.

К горисполкому, как водится, не зарастает "народная тропа": в будний день у кабинетов в ожидании приема люди судачат между собой. Мужчина "до сорока" делится своей проблемой с очередью

: - Не знаю, кому как, а нашей семье сейчас туго приходится. Сам я безработный, пособие получаю мизерное, жена моя учительница, из декрета недавно вышла на работу только на полставки, чтобы не лишиться пособия на детей. А за месяц жировку получили на 60 тысяч. Вот решил выправить субсидию, а волокиты бумажной с ней хватает...

Сценку наблюдала, как оказалось, типичную. По признанию заместителя начальника городской жилищно-коммунальной службы Виктора Вайтушевича, в последнее время поток просителей субсидии заметно увеличился. Если раньше в месяц обращалось 10 - 15 человек, то сейчас - раза в четыре больше. Причина понятна без длинных комментариев. Следствием повышения тарифов стал рост заявлений об оказании помощи со стороны государства. На местах пришлось даже выстраивать дополнительную систему информирования жильцов. Вот что рассказал корреспонденту "СБ" В.Вайтушевич

: - Чтобы не было недоразумений и люди зря не ходили, мы практически в каждом доме распространяли объявление, в котором подробно написано, кто и на каких условиях имеет право на получение субсидий. Порядок по стране единый: на нее можно рассчитывать только в ситуации, когда оплата по жировке выше 25 процентов совокупного месячного дохода семьи.

В результате картина складывается следующая: практически все обратившиеся (за редкими исключениями) получают субсидии. Если за весь 2002 год такая помощь оказана 533 семьям (примерно по 11 тысяч рублей каждой), то уже за январь нынешнего субсидии по 13,9 тысячи рублей начислены 339 семьям.

Вырисовывается замкнутый круг... Чтобы сократить дотации из бюджета коммунальной отрасли, повышаются цены на ее услуги. Чтобы компенсировать расходы малообеспеченным на жилье, больше приходится выделять на доплаты нуждающимся в поддержке. У некоторых пенсионеров квартплата сравнялась с размером пособия по старости. По словам начальника управления социальной защиты Марии Огурцовой, население стало заметно беднее, каждый выкручивается как может: например, есть родители, которые рожают детей, чтобы потом жить на их пособия.

Еще одно следствие стремления оправдать затраты коммунальников за счет содержимого кошельков граждан - рост числа неплательщиков. Есть, конечно, среди них злостные, с которыми действительно необходимо бороться. И это делается: ЖЭСы вывешивают объявления возле подъездов, посылают предупреждения о предстоящем отключении газа, воды и электричества, припугивают судебными исками. От внушений переходят к санкциям. Лиду уже не удивишь таким термином, как "выселение без предоставления жилья" или "переселение в худшие условия". Это предусмотрено законом, и местные коммунальники начинают его применять. В ноябре 2002 года выселили семью из благоустроенной двухкомнатной квартиры за неуплату, антисанитарное состояние и порчу имущества - "без предоставления". Еще одного человека выселили по тем же причинам, но не на улицу, а в худшее жилье. Всего за прошлый год 3 семьи вот так поплатились за безответственность. "В этом году мы оформляем 3 - 4 иска в суд на выселение или переселение: у нас в резерве есть неблагоустроенное жилье", - успокаивает В.Вайтушевич.

Заселение в бывшие "малины" добросовестных квартиросъемщиков несколько облегчает положение ЖЭСов, но этот же процесс наращивает массу "люмпена". Он, по всей видимости, станет прежде нехарактерным штрихом в облике современного города областного подчинения.

В Лиде обостряется и проблема вынужденного передела квадратных метров. Это раньше семья радовалась, если доставалась просторная квартира. Сейчас для многих это стало непозволительной роскошью. Не в силах расплатиться, люди сами подают заявления на переселение в менее дорогое жилье.

Такие вот социальные издержки просматриваются в регионах. Их приносит экономическая политика вывода коммунальной отрасли на самоокупаемость и впоследствии прибыльность. Стоит ли овчинка выделки? Есть над чем задуматься. Ясно, пожалуй, одно: выход из создавшейся ситуации следует искать не только на путях повышения тарифов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter