Почему порой опасно демонстрировать свой достаток

Оборотная сторона зависти

В большинстве случаев преступники не выбирают жертву случайно — предпочитают тех, о ком располагают достаточной информацией и имеют представление об их материальном положении
Коллаж Олега Попова

Официально бобруйчанин Алексей Кравчук нигде не работал, но человеком был небедным. Ежедневно стоял на рынке и занимался незаконными валютными операциями. Да иногда еще под залог ссужал знакомым деньги. По характеру Алексей был спокойным и доброжелательным. Имел семью. 

В роковой для себя день 45-летний валютчик как обычно «дежурил» на рынке. К нему подошел давний приятель, 38-летний Геннадий Розанов: постояли, о чем-то поговорили, около полудня вместе отправились к остановке общественного транспорта. Это зафиксировали камеры видео­наблюдения. С тех пор валютчика никто не видел. 

Начались поиски пропавшего человека, в поле зрения людей в погонах попали все, кто общался в последние дни с разыскиваемым. Опросили и Розанова, который неожиданно заявил, что в тот день вообще не ходил на рынок. 

Через неделю после исчезновения Кравчука уличенному во лжи Геннадию предложили пройти проверку на детекторе лжи, так называемом полиграфе. Не сумев найти повода для отказа (строго говоря, такая проверка — дело добровольное) и поняв, что с минуты на минуту его припрут к стенке, он решился на явку с повинной. Всплыла страшная правда: пропавший без вести валютчик умер мучительной смертью. Преступник показал, где закопал его изувеченное тело.

Геннадий Розанов подолгу вообще нигде не работал, время от времени находил подработку по договорам подряда. С первой женой развелся, за уклонение от уплаты алиментов дважды был судим, побывал на «химии». Но и после этого за ум не взялся. Алиментов бывшей супруге не платил по-прежнему, женился повторно, вместе с новой супругой Натальей растили общего ребенка. Но и для второй семьи не стал добытчиком.

Жил в квартире жены. По сути был у нее на содержании. Она работала продавцом на рынке. Но ее доходов явно не хватало. Росли долги за «коммуналку». Наталья требовала, чтобы муж хоть чем-то занялся. Не от хорошей жизни она заложила свои золотые изделия Алексею и позаимствовала у него денег на месяц. Геннадий об этом знал. 

Сегодня трудно сказать, планировал он преступление заранее или эта мысль пришла ему в голову спонтанно, когда на рынке увидел валютчика с внушительной пачкой долларов. Подошел к нему. Разговорились. Вдруг выяснилось, что им по пути. 

Трудно даже предположить, как преступнику удалось заманить приятеля в заброшенный дом, оставшийся от умершей родственницы. Но именно здесь, в нетопленной захламленной хате, и произошла кровавая драма. 

Розанов металлическим уголком бил несчастного по голове, спине, груди. Позже экспертиза показала, что валютчик умер от травматического шока. Обыскав истекавшего кровью человека, преступник нашел 400 долларов, мобильный телефон, затем снял с тела 15-граммовую золотую цепочку и 6-граммовое кольцо с печаткой. Ту самую большую пачку денег, на которую позарился — около трех тысяч долларов, — он так и не нашел, она была надежно спрятана валютчиком в рукаве куртки. Так, вместе с деньгами убийца и закопал труп во дворе заброшенного дома. С погибшим они были знакомы около 14 лет. 

Доллары жертвы преступник разменял, сбыл куда-то украшения, а на вырученные деньги погасил долги за «коммуналку», купил домой продукты. Вечером вместе с супругой отправился в гости. Выпивали, веселились. 

На суде Геннадий заявил, что его незаконно задержали на улице, следователь угрожал физической расправой, под жестким моральным прессингом он подписал все, что от него требовалось. Мол, в тот день он пришел на рынок купить зарядное устройство, с собой якобы имел 500 долларов, которые утаил от жены. С валютчиком вместе дошли до остановки, а потом Алексею кто-то позвонил и тот вернулся обратно на рынок, а Геннадий, остановив попутку, поехал к приятелям. Правда, на суде не смог четко пояснить, откуда ему было известно место захоронения тела, которое показал следователям. 

Супруга Розанова не стала скрывать на суде, что в день убийства, когда благоверный вернулся домой, в семье произошла очередная ссора из-за беспутного образа жизни Геннадия. Правда, когда супруг показал деньги, соврав, что заработал, они помирились, вместе пошли в гости. 

Вина убийцы была полностью доказана. Экспертиза признала его вменяемым, в состоянии аффекта в момент совершения преступления он не находился. 

Его судили сразу за три преступления: в очередной раз за уклонение от уплаты алиментов — единственное, в чем он признал себя виновным, а также за разбой и умышленное убийство, совершенное с особой жестокостью из корыстных побуждений. Приговор суда — 22 года лишения свободы с конфискацией имущества. А какое имущество он за свои годы нажил?


В ТЕМУ

Ольга Иванова, старший прокурор отдела прокуратуры Могилевской области:

— Нежелание трудиться способствовало тому, что Розанов стал преступником. Он не был садистом от природы, в то же время не платил алименты, загнал в долги семьи, где, кстати, росли несовершеннолетние дети. Он не сострадал, не сочувствовал. Действовал нагло и цинично. Он не знал, как решить свои накопившиеся материальные проблемы и именно из-за денег пошел на убийство. В его глазах это было «чисто коммерческим предприятием». 

mendeleva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter