Оборотная сторона оборотных средств

Узденское райпо постоянно обеспечивает высокие показатели товарооборота

Располагая собственными финансовыми ресурсами, Узденское райпо на протяжении ряда лет обеспечивает высокие показатели товарооборота

В разноплановой, многопрофильной деятельности организаций потребительской кооперации всегда находится тема для углубленного изучения, постижения поучительного опыта. А вот эту, специфическую, на первый взгляд чисто финансово-экономическую, о наличии в рядовом райпо собственных оборотных средств, подсказали люди сведущие. Те, кто давно наблюдает и знает не понаслышке, как действуют на рынке торговых услуг узденские потребкооператоры.

Действительно, как в общем-то рядовому райпо в таком же рядовом районе удается уже на протяжении многих лет оставаться на лидирующих позициях в области по объему товарооборота на душу населения? В прошлом году здесь предприятиями потребкооперации реализовано товаров в расчете на одного жителя на 2 млн. 100 тысяч рублей, тогда как в среднем по Минскому облпотребсоюзу – на 781 тысячу. Примерно такая же пропорция сохраняется и нынче. Только в августе выручка в среднем на человека составила 280 тысяч рублей.

Не менее наглядны сравнения и по физическому объему товарооборота. Район с численностью населения 23—24 тысячи человек держит в сводке облпотребсоюза 6—7-ю позиции, опережая регионы с населением едва ли не в два раза большим. Вот и за 8 месяцев продано товаров на 38,5 млрд. рублей против прошлогоднего уровня – 34,6 млрд. рублей.

Чем объяснить узденский феномен?

— Считаем, пересчитываем, анализируем, — слегка улыбнувшись, но без восторга объясняет председатель райпо Анатолий Луцевич. – За каждым новым результатом – скоординированная работа торговой службы, всего потребобщества. Все трудятся с полной выкладкой. И это не просто слова: ведь, чтобы обеспечить реализацию товара в таких суммах, масштабах, нужно организовать его закуп, завоз, перемещение, хранение и многое другое.

Спору нет, во главе угла слагаемых успеха прежде всего организаторская инициатива и дружная работа всей команды. А еще постоянное обновление материально-технической базы. Другого просто не дано. На Узденщине народ ничуть не богаче, чем в других районах. А потому тратиться, «раскошествовать» просто так не станет. Трудовую копейку пускает строго в дело. И вот это его главное дело работники потребкооперации должны предвидеть, вычислить.

— Мы заботимся о том, чтобы узденские жители все покупали у нас, не выезжали без нужды в Минск или в другие районы, — дополняет руководителя начальник планово-экономического отдела райпо Ирина Русецкая. — Все – это значит от продовольствия до сложной бытовой техники, строительных материалов. Более того, стремимся ставить дело так, чтобы приезжий люд спешил в наши магазины, покупал наш товар.

С этой целью в пяти крупных дачных поселках, в которых летом, а в некоторых и зимой проживают минчане, райпо открыло свои магазины. Эксперимент оправдался. Если, скажем, обычный небольшой сельмаг с одним продавцом дает выручку по 25—30 млн. рублей в месяц, то в торговых ларьках дачных кооперативов «Солнечный», «Наука», «Дубрава» и других товарооборот достигает 100—110 млн. рублей.

Современный интерьер, планировка, а следовательно, и лучшая доступность покупателя к товару теперь пришли во многие сельские магазины. За последние четыре года каждый из этих объектов обновлен во всех населенных пунктах, получивших статус агрогородков.

— Мы даже боялись, что кое-где вложенные деньги лягут невозвратными затратами, ничего не прибавят в организации торговли, — анализирует ситуацию Анатолий Юльянович, — но как приятно сегодня видеть, что сомнения были напрасными. Отремонтированные, обновленные сельмаги в агрогородках Дещенка, Озеро, Семеновичи, Зеньковичи, Литвяны, Войково сегодня демонстрируют более высокий уровень обслуживания и дают более высокий товарный оборот.

В настоящее время райпо занялось реконструкцией магазина промтоваров в одном из крупных населенных пунктов — д. Лоша с целью размещения в нем продмага. Поскольку здесь и полезной площади побольше, и место к покупателю ближе. Все эти нюансы важны, тем более что в деревне и рядом проживает немало дачников, а недалеко разместил свою торговую точку конкурент. Но похвально то, что коллектив магазина, давно снискавший доверие местных покупателей, не растерялся, смог найти свой ассортимент и уже в конкурентных условиях дает прибавку в товарообороте. А в новых стенах, куда переедет, вероятно, в ноябре, проя-
вит себя и того лучше.

В магазине промтоваров, который также заметно оживил свою работу, условия тоже будут улучшены. Опыт в этом смысле уже есть. Недавно в агрогородке Озеро открыт специализированный магазин стройматериалов. К нему пристраивается склад для крупногабаритных товаров. На Узденщине в своем роде он первенец, но востребован с первого дня. В округе активно ведется жилищное и дачное строительство, строительные материалы нужны людям буквально каждодневно. И зачем куда-то ехать, когда они вот, рядом. А если чего-то нет сегодня, можно оформить заявку на привоз.

В каждом подразделении райпо взято за правило приступать к работе с изучения спроса, с предоставления удобств покупателю. Впрочем, это и стержневое требование руководства райпо, лично председателя правления. В соответствии с ним перестроены и многие ведущие торговые объекты в райцентре. Сегодня это уютные, красивые предприятия с привлекательными, отделанными добротными материалами, оснащенными современным оборудованием торговыми залами.

Таким встречает теперь покупателя универмаг «Центральный» на Красной площади, которым заведует Галина Азаркевич. Магазин кондиционирован, и в августовскую жару сюда шли люди и товар купить, и в холодке побыть. Кстати, после реконструкции товарооборот здесь возрос примерно в два раза и в том же августе составил почти 300 млн. рублей.

Гласным и негласным соперником «Центрального» выступает магазин «Светлана», которым руководит Елена Новикова. Сумма месячной выручки здесь примерно такая же. Но месяц месяцу рознь, и женщины-командиры, а вместе с ними и коллективы ревностно следят за результатами друг друга. Важно, что такое соперничество только на пользу делу.

Размещение торговых объектов в Узде имеет свою особенность. Несколько продовольственных магазинов райпо расположены буквально на одном пятачке, по Советской и прилегающим к ней улицам. Вот известный здесь всем магазин № 5 и напротив — «Светлана», буквально во дворе за ним — «Юбилейный», недалеко ресторан «Неман» со своим залом кулинарии.

— Поначалу мы даже ожидали падения товарооборота из-за конкуренции между собой, но все обошлось, — поясняет Ирина Русецкая. – Каждый из торговых объектов нашел свою нишу, своего покупателя, все сохранили свои «роли» и приросли в выручке. И что особенно приятно, с 40 млн. рублей до 100 млн. вырос товарооборот в «Кулинарии». Коллектив заявил о себе на разделке птицы, полуфабрикатах.

Уверенно шагнуло на «подиум» общественного питания и кафе «Вернисаж», не так давно открытое в райцентре. У него своя кухня, уже формируется свой стиль общения с клиентом. Место стало привлекательным и удобным для проведения семейных торжеств, встреч с друзьями. Фактически кафе со своей особенной функцией тоже вне конкуренции к другим предприятиям.

Следует заметить, что именно на этом же «пятачке» множеством ларьков распростерся и частный конкурент, действуют фирменные магазины совхоза-комбината «Белая Русь», агрокомбината «Дзержинский», Слуцкого сыркомбината. Что касается частных фирм, то многие из них получили лицензии на торговлю алкоголем. У райпо, между прочим, доля винно-водочных изделий в объеме товарооборота сокращается, здесь «берут свое» товаром социально значимым. А это еще раз говорит о сильных позициях местной потребкооперации. И одна из них – в наличии собственных оборотных средств.

Да, но откуда они, когда другие их не имеют? Что на оборотной стороне вашей «оборотки»? Похоже, для Ирины Русецкой этот вопрос оказался не новым, хотя однозначно на него ответить нельзя, не столь уж он и простой.

— Собственные средства появляются не вдруг, не сегодня. У нас это отлаживалось годами, — заметила специалист. – И главное, как мне представляется, у нас связано все со стабильностью руководства, с видением перспективы, не только ближайшей, но и более отдаленной. Если вкладываются деньги в проект, в сделку, то надо просчитать, когда они и с какой прибавкой возвратятся. Можно за один раз деньги потратить и ничего не добиться. А можно вложить в дело с умом.

Насколько грамотно используются средства в Узденском райпо, красноречиво говорит тот факт, что нынче все его структурные подразделения рентабельны. Никакой тайны нет: связано это и с личностью руководителя. Когда в 1992 году Анатолий Луцевич «заступил» на должность председателя правления, все сельпо и даже горпо (была тогда такая структура) сидели в убытках. А по основным показателям товарооборота узденцы находились на «своем» 21-м месте. Дескать, район маленький, и это все, что он может, на большее не способен.

Оказалось, способен. Доказательство тому – эффективная деятельность практически по всем направлениям, вплоть до успехов на поприще физической культуры и спорта. Стабильность руководства прочным и надежным стержнем пронизывает все стороны жизни коллектива. Сам руководитель об этом по своей человеческой скромности умалчивает, но коллеги и его же подчиненные знают, как иногда валятся дела там, где почти каждый год приходит на председательский пост новый человек и начинает тасовать «под себя» кадры. Здесь подобного, слава богу, нет и в помине.

— С нашим Анатолием Юльяновичем работать легко, но не просто. Он никогда не выставит тебя на публичное «избиение», не повысит голос, но не выполнить то, что он потребовал, ты просто не можешь, — доверительно рассуждает начальник отдела организации торговли райпо Светлана Мартинчик. – Не можешь подвести человека, который доверяет тебе, надеется на тебя.

С таким же настроением погружают себя в коллективные дела, в общие заботы абсолютное большинство работников, в том числе и «линейных», кто действительно находится на передней линии общения с покупателем, по сути, представляет райпо перед основным клиентом – сельским. Их, конечно, намного больше, но в первую очередь руководство райпо отмечает сегодня дружную, эффективную, «оборотистую» работу сельских магазинов, которые возглавляют Раиса Куриленко (Озеро), Алла Глазова (Яченка), Оксана Барталевич (Войково), Татьяна Тюхай (Лоша), Тамара Полещук (Теляково), Валентина Шибко (Литвяны). Кассовая выручка здесь – яркий пример того, как можно достигать успеха не числом, не затратным антуражем, а умением, индивидуальным подходом к покупателю.

Такие вот штрихи «рисуют» деятельность узденских потребкооператоров. Отрадно, что с каждым годом эти штрихи становятся ярче, четче, выразительнее. И в целом покупатель находит «картину» торгового обслуживания на Узденщине все более близкой к своим запросам и пониманию, привлекательной и современной. А это ведь главное, для этого и трудится многочисленный коллектив райпо. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter