Обогнать, не догоняя

Важнейшее место в экономике Беларуси традиционно занимают машиностроение и металлообработка...
Важнейшее место в экономике Беларуси традиционно занимают машиностроение и металлообработка. На них приходится свыше 20% ВВП страны. Этот комплекс насчитывает более 40 отраслей, является ведущим не только по стоимости выпускаемых товаров, но и по численности работающих. Лидирует здесь автотракторное и сельскохозяйственное машиностроение, ориентированное преимущественно на внешние рынки и в силу этого более других инновационно восприимчивое. Какую роль в этом играет, а главное, должна играть наша наука? Что тут сделано, а что еще предстоит сделать? Попробую ответить на эти вопросы, опираясь на свой многолетний опыт.

Конкурировать приходится с самыми крупными в мире фирмами. Поэтому начиная с 1996 года в стране по инициативе Академии наук и Министерства промышленности реализуется Государственная научно–техническая программа «Белавтотракторостроение» (с 2006 года — ГНТП «Машиностроение»), головной организацией по которой является Объединенный институт машиностроения академии. За это время конструкторскими коллективами Минпрома с участием 12 академических научных организаций, 5 ведущих университетов разработано и освоено в производстве более 100 видов базовых моделей, автомобилей и автобусов, карьерных самосвалов, тракторов и специальной автотракторной техники, самоходных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, строительно–дорожных и коммунальных машин, малотоксичных дизельных двигателей.

Во многом благодаря этому практически заново сформировались такие отрасли, как автобусостроение, лесохозяйственное машиностроение, зерноуборочное комбайностроение, продукция которых обеспечивает отказ от импортных закупок и поставляется на экспорт. В целом каждый рубль, затраченный из бюджета на финансирование госпрограмм, обернулся 25–кратной прибылью. Это было достигнуто, когда финансирование программ осуществлялось через головную организацию. Однако схема финансирования была изменена — бюджетные средства напрямую пошли на предприятия. Но их научно–технические центры как представители отраслевой науки еще не в состоянии в полной мере самостоятельно обеспечить высокий уровень научно–технических разработок. Роль академических коллективов и ученых в этом процессе должна постоянно возрастать. Целесообразно вернуться к схеме финансирования заданий Государственной научно–технической программы «Машиностроение» через головную научную организацию.

Если говорить в целом о качестве продукции, выпускаемой белорусским машиностроением, то я оценил бы его как высокое. Но есть и проблемы. Например, снижение внимания к машиностроению как к весьма благополучной отрасли. Между тем, чтобы поддержать высокую конкурентоспособность, наши предприятия сейчас вынуждены многие компоненты (до 50% стоимости машины) закупать за рубежом. В случае автомобилей речь идет не только о двигателях, но и о сцеплении, коробке передач, оснащенных системами электроники. И это проблема не только производственников, но и заводских ученых, число которых, считаю, крайне недостаточно.

Сегодня создать конкурентоспособную продукцию невозможно без массированного использования современных наукоемких IT–технологий. С этой целью в Объединенном институте машиностроения был образован Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля, который в комплексе осуществляет проектирование машин от идеи, концепции и дизайна до заключения по результатам виртуальных испытаний об их работоспособности и конкурентоспособности.

Специалистами центра освоено и используется программное обеспечение мирового уровня, ведется активная работа по созданию стандартов, регламентирующих проведение виртуальных испытаний. Так не только удешевляется процесс, но и ускоряются сроки создания новой техники.

Всего в компьютерном центре создано около 200 наукоемких компьютерных программ и технологий, сформирован коллектив высококвалифицированных специалистов, развивается материальная база. К работе привлечена одаренная молодежь, и сегодня специалисты в возрасте до 40 лет составляют три четверти коллектива (52 человека). В академической среде они задерживаются достаточно прочно, поскольку имеют возможность проявить себя в разработке оригинальных конструкций. Из восьми мощных компьютеров создана высокопроизводительная вычислительная система на основе локальной сети с гибкой структурой, адаптируемой под особенности решаемых задач, — сетевой суперкомпьютер BATS. Научно–исследовательские работы проводятся в интересах и совместно со специалистами МАЗа, МТЗ, БелАЗа, МЗКТ, ММЗ, «Гомсельмаша», «Белкоммунмаша» и других промышленных предприятий.

Только так, опираясь на новейшие методы исследований и проектирования, на талантливую молодежь, можно решить задачу, актуальную для нашего машиностроения: достигнуть мирового уровня, не повторяя путь, пройденный конкурентами.

Михаил Высоцкий, Герой Беларуси, генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН, генеральный конструктор по автомобильной технике, академик.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter