Кто и для чего расставил тысячи колышков вдоль наших дорог

Обочины как витрина

Понятие «обочина» давно стало синонимом чего–то отсталого, архаичного. Кто на обочине — тот проиграл, не вписался в жизнь, лузер. Но водители и пассажиры не могут не заметить, что с откосами вдоль белорусских дорог в последнее время что–то происходит: на некоторых появилось множество деревянных колышков. Они сгруппированы по три штуки, где–то расположены на десятки метров вдоль дороги, где–то и на сотни. Свежевыструганные, яркие, они хорошо видны на откосах в солнечных лучах. Но это не украшение, а метка и защита для крошечного саженца, обычно ели или сосны. Прохожий не должен его затоптать, а дорожный рабочий, обкашивая обочины, — срезать триммером.


Эти колышки — еще и символ серьезной государственной задачи. Ее суть в том, чтобы преобразить обочины, сделать их украшением дорог и ландшафтов страны в целом. Успешно ли она реализуется, почему между колышками сплошь и рядом торчат засохшие стебельки?

Магистраль Р–28 Минск — Молодечно, участок между «Линией Сталина» и Радошковичами. По обе стороны трудятся несколько десятков человек в спецовках и обычной одежде — с лопатами в руках, колышками, саженцами. Интересно, откуда люди и посадочный материал, кто оплатит работу? Тот, кто представляется старшим, не склонен отвечать: с этим, дескать, к начальству.

Ответы нахожу в РУП «Минскавтодор–Центр». Начальник управления производства работ и содержания дорожной сети Дмитрий Демидович: «Реализация проекта началась осенью минувшего года. 10 октября Глава Администрации Президента Наталья Кочанова поручила выполнить озеленение вдоль 1–й и 2–й кольцевых дорог вокруг Минска. 20 октября в выступлении на республиканском семинаре «О совершенствовании и развитии жилищно–коммунального хозяйства страны» на этом акцентировал внимание Президент. Затем последовало и протокольное поручение».

Посадка саженцев вдоль магистрали Р-28 Минск — Молодечно.

В короткий срок работа была организована, продолжает Дмитрий Демидович. Начали со 2–й МКАД, где с участием специалистов Минского лесохозяйственного объединения обследовали каждый участок: затененное место или открытое, каков грунт, какие растения здесь уместны и лучше приживутся. Учитывались задачи безопасности движения. В первом ярусе от проезжей части высаживали в основном стелющийся кустарник — чтобы водитель мог увидеть дикое животное.

Только на 2–й кольцевой было высажено 250 тысяч саженцев: ель, сосна, береза, дуб, рябина, липа, можжевельник, барбарис. Еще 155 тысяч — вдоль других магистралей Минской области. В помощь работникам «Минскавтодор–Центра» были привлечены все районы области. За каждым был закреплен участок дороги и лесничество, которое помогало саженцами и консультациями, где–то работали только лесхозы. Все посадки согласовывались с районными природоохранными службами.

Стоимость работ (включая и цену саженцев) в «Минскавтодор–Центре» оценивают в 2 млн 216 тысяч рублей. Работы на МКАД–2 надо считать отдельно, они дороже примерно на треть. Выходит, что общие затраты на озеленение областных дорог приближаются к 5 миллионам рублей.

Каков же результат? Без издержек, констатирует собеседник, не обошлось. За каждой группой, занятой посадками, закреплялся лесник. Уследить за десятками помощников он не мог: кое–где посадки производились неумело. Тем не менее, ссылаясь на результаты мониторинга, Дмитрий Демидович утверждает, что сохранность саженцев достигает 76 процентов. У хвойных пород меньше. 60 — уже считается хорошим результатом.


Что скажет кандидат биологических наук Александр Судник из Института экспериментальной ботаники НАН? Руководимый им сектор мониторинга растительного мира недавно закончил обследование придорожных насаждений, результаты анализируются и обобщаются. Ученый поделился со мной предварительными данными, которые не могут радовать: уже сейчас погибло 50 — 52 процента саженцев ели и сосны. До конца 2018 года с большой долей вероятности погибнет еще около 30 процентов. Лиственные породы устойчивее к экстремальным придорожным условиям, их выживаемость выше. Но почему вообще гибнут насаждения?

Ученый выделяет факторы объективные и субъективные. Среди первых — соль, которой зимой посыпают дороги. В нашей стране используется хлорид натрия: это побочный продукт солигорских комбинатов и самый дешевый ресурс. В Европе дорожники используют менее агрессивный хлористый кальций, но у нас его не производят. Зато хлористым натрием дороги посыпаем обильно, практически в чистом виде. Иногда в пропорции 1:1 с песком, хотя достаточно и 1:20. Для дорожников главное — безопасность.

С растениями происходит вот что. Турбулентными потоками воздуха от транспорта соляной раствор поднимается на высоту до 10 метров и оказывается на откосах, деревьях, саженцах. Если весенние дожди не смоют ее до появления почек, растения гибнут. Соль накапливается и в почве. Если концентрация высока, корни растения не могут взять влагу.

Прошлый год вообще оказался пагубным для саженцев по всей стране, констатирует Александр Судник. Уже в апреле температура поднялась до 20 градусов, началась вегетация. Потом ударили заморозки. Дорожники высыпали соль: это обязательно при переходе температуры через ноль. А в мае был минимум осадков — 4 мм. Соль осталась на растениях, в почве влаги не было...

Но ученый обращает внимание на субъективные факторы: «Сохранность насаждений вдоль 1–й кольцевой мониторим уже 15 лет. Не устаем повторять: никаких осенних посадок! Сажать можно только весной! Так поступает «Минскзеленстрой», который отвечает за МКАД–1, у него и выживаемость выше. Но не все нас услышали и немалую часть денег просто закопали в землю...»

К субъективным факторам можно отнести и недобросовестное исполнение посадок: Александр Судник располагает сотнями подтверждающих это фотографий. Вот высохшие корешки саженцев, которые даже не прикопаны землей; вот молодые деревца упали вместе с колышками; эти зачахли, потому что высажены в болотистой низине; по этим проехались трактором...

Не хотелось бы противопоставлять ученых и дорожников друг другу (как и цифры: возможно, считали по разным методикам). Они, как мне показалось, одинаково переживают за свое дело. Принципиально, что именно дорожники заказали Институту экспериментальной ботаники это исследование и сейчас ожидают официальных результатов и рекомендаций.

Они нужны не только «Минскавтодор–Центру». Сюда уже звонят коллеги–дорожники из других областей, советуются. Проект, который был впервые реализован в Минской области, получает продолжение в регионах. Прежде, как признался Дмитрий Демидович, дорожники занимались лишь снегозащитными насаждениями. Деревья вдоль дорог главным образом спиливали. Посадки в таких масштабах из ландшафтных, эстетических соображений — дело для всех новое. Вероятно, этим можно объяснить издержки.

Придорожные пространства — это все же не парки, не скверы. Но должны стать похожими на них, чтобы можно было любоваться — такова суть поставленной задачи. Дело благородное и заведомо обреченное на успех. Если, конечно, допущенные ошибки будут учтены — в Минской области и далее везде. Пересевать 80 процентов посадок — это не дело.

Пока же работникам «Минскавтодор–Центра» предстоит восполнить погибшие посадки и несколько лет за ними ухаживать. Это потребует сил и средств. К слову, уже сделанную работу им пока не оплатили. Не вдаюсь в детали: кто не оплатил, из каких бюджетных источников. Печален сам факт. Центр тоже с кем–то не рассчитался — за саженцы, в частности. Эту несправедливость надо бы устранить — для успешного продолжения благородного дела по всей стране.

ponomarev@sb.by

Фото Артура ПРУПАСА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter