Достаточно ли у подростков сегодня информации про то, что они называют любовью

Обнимите ребенка – котлеты подождут

Две житейские драмы, разыгравшиеся в Светлогорском районе, обсуждала на прошлой неделе вся страна. Школьницы готовятся стать мамами, а отцы детей – отбывать наказание. Но оставим в стороне сожаления о поломанных судьбах и поговорим о том, как избежать ошибок впредь. Достаточно ли у подростков сегодня информации про то, что они называют любовью.


Взрослые, вы где?


Все дети абсолютно разные: кто-то и в 18 лет интересуется лишь наукой, а есть те, кто в силу своего развития уже в 15 лет готов к взрослой жизни. И здесь, как говорят в народе, ни в какую горницу не запрешь, считает Оксана Кудина, главный внештатный детский гинеколог Министерства здравоохранения, ассистент кафедры акушерства и гинекологии Белорусской медицинской академии последипломного образования:

– Истории со школьницами из Светлогорского района – это единичные случаи, но они всегда были, есть и будут. У нас существует уголовная ответственность за сексуальные отношения с малолетними несовершеннолетними, и если кто-то об этом не знает, ему в любом случае придется отвечать перед законом. Взрослый адекватный человек в такой ситуации должен понимать, что склоняет к связи ребенка. Девочка не может в полной мере отдавать себе отчет в том, что делает, потому что даже при хорошей физической развитости мозг у нее все равно детский. И первый, и второй случай произошли в неблагополучных семьях. Мы живем не за забором, не в закрытой общине, все случилось на глазах общества. Девочки учились в школе, а если и прогуливали занятия, то вопрос становится еще острее: где были взрослые?

Только не молчи


Ежегодно из 10 тысяч девочек до 18 лет 17 делают аборты. По результатам анонимных социологических исследований среди молодежи средний возраст начала половой жизни – 15 – 15,5 года.

– Это не говорит о том, что подростки начали в 15 и живут ею каждый день, – уточняет Оксана Леонидовна. – Речь может идти о первом и, может быть, единственном опыте. Второй момент, который нужно учитывать при проведении анонимных опросов у подростков, заключается в том, что такие данные нужно интерпретировать с точностью до наоборот. Потому что из-за возрастных и психологических особенностей они часто ставят галочку в противоположных реальной ситуации клеточках. Если говорить о показателях прерывания беременности у подростков или возрасте вступления в половую связь, то в нашей стране удерживается хороший европейский уровень. Когда мы демонстрируем эти цифры соседям-россиянам или благополучным, как многим кажется, в плане полового просвещения шведам и датчанам, они просто не верят.

Сегодня медики больше обеспокоены другой тенденцией – растет число случаев сексуального насилия над детьми в семьях:

– Такие факты чаще вскрываются, к сожалению, уже когда произошло насилие. А их можно было предвидеть и предотвратить. Это не та ситуация, когда девушка, например, возвращалась вечером после дискотеки и на нее напал насильник, хотя и это, безусловно, тоже трагедия. Сексуальное насилие в семье нередко происходит на протяжении долгого времени – со стороны отчима, старших детей либо соседей. И все признаки того, что с ребенком что-то не то, тоже есть. Он напуган, боится разговаривать, перестает ходить в школу, у него меняется поведение – пытается таким образом дать знать, что не все в порядке. И оставлять без внимания подобные изменения ни в коем случае нельзя. Если угроза исходит из самой семьи, он должен знать, что по всей стране есть центры дружественного отношения к подросткам, горячие линии, детские психологи, врачи, учителя, к которым он может обратиться. Главное – не молчать.


Им всем нужна любовь


Говорить о том, что дети испытывают недостаток информации по вопросам полового воспитания, не приходится, убеждена Оксана Кудина:

– Каждая школа прикреплена к детской поликлинике. Начиная с 5-го класса есть рекомендательные программы по половому воспитанию детей, курсы профилактических лекций по здоровому образу жизни. В сравнении с российскими и западноевропейскими наши программы достаточно адекватные и грамотные. Но на лектории невозможно вложить в ребенка знаний больше, чем он почерпнул из социума или интернета. Не надо забывать, что дети абсолютно по-разному интересуются интимной тематикой: одни к ней вообще равнодушны, а другие в 12 лет будут знать из соцсетей больше, чем их родители. 90 процентов основы полового воспитания закладывается в семье. Педагоги, медицинские работники могут восполнить пробелы в знаниях, но они ни в коем случае не изменят ценности и модель поведения, которые идут от родителей.

Намного важнее любой теории – вовремя дарить детям тепло и ласку, которые им так нужны, уверена доктор:

– Не получая любовь и нежность дома, девочка идет на улицу и встречает Васю из соседнего подъезда. Он обнимает ее, давая осязаемое ощущение тепла, а назавтра предлагает заняться тем самым. У девочки выбор невелик: согласиться, чтобы быть «как все» или, отказавшись, потерять Васю. Подростки вступают в интимные связи из-за нехватки внимания дома. Обычная картина: возвращается дочка домой, а мама на работе либо после нее жарит котлеты, убирает, стирает. Но ей нужны не котлеты. А чтобы мама обняла и спросила: «Ну как, хорошая моя, у тебя дела?»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter