Обнаженный или голый?

Британский гражданин Стивен Гог обратился в суд в Страсбурге с требованием, чтобы право на наготу в общественных местах признали правом человека

Нагота — это, конечно, естественно, но иногда безобразно. Представьте: по нашим дорогам, лесам и полям ходят обнаженные люди. Спокойные и доброжелательные. Они рады с вами познакомиться и выступают инициаторами таких знакомств. И никак не могут взять в толк, почему другие их сторонятся и даже шарахаются. Ведь нагота — это так естественно. И разве это не неотъемлемое право каждого человека ходить по улицам в том незамысловатом виде, в котором они появились на свет? Оказывается, нет. Не право. По крайней мере, так решил Европейский суд по правам человека.

 

Британский гражданин Стивен Гог обратился в суд в Страсбурге с требованием, чтобы право на наготу в общественных местах признали правом человека. То есть понимаете, чего он хочет на самом деле? Чтобы, когда в следующий раз его арестуют полицейские, это было бы признано нарушением прав человека. Не вышло. Суд решил, что прилюдное раздевание — это «тревожно и морально оскорбительно».

 

Как вы понимаете, 55–летний Стивен Гог в суде не теоретическими вопросами интересовался. Бывший морской пехотинец жирком не заплыл и о физкультуре не забыл. Он дважды прошел всю Великобританию, протестуя против британских законов, «предписывающих людям ходить одетыми». Хотя ни один британский закон прямо не обязывает своих граждан одеваться, но как–то так сложилось, что по улицам все ходят в одежде. Может, так удобнее? Или теплее? А Стивен Гог даже как–то в самолет умудрился зайти в чем мать родила. Нельзя сказать, что другие пассажиры были рады. Пришлось вызывать полицию, а вместо полета Стивена ждала поездка в тюрьму. Но в свой крестовый поход ходит он голым, если не считать армейских бутс на ногах и большого рюкзака за плечами. Этот поход против одежды многократно прерывался. Его арестовывали 30 (!) раз, а с мая 2006 по октябрь 2012–го он находился на свободе всего семь дней. Вас, как и меня, интригует вопрос о том, оделся ли он в тюрьме? Я ведь уже сказала, что Стивен Гог — бывший морпех, а значит, человек закаленный (и в прямом смысле тоже) и способный стойко переносить трудности. Так что одеваться он категорически отказался, а потому все свои тюремные сроки отбывал в одиночке. Гвозди бы делать из этих людей!

 

Европейский суд по правам человека — по определению самый гуманный суд в мире — выразил обеспокоенность столь суммарно длительным тюремным заключением. А ведь по британским меркам публичная нагота — что–то вроде мелкого хулиганства, которое не влечет серьезного наказания. «Однако тюремное заключение заявителя, — отмечает суд, — является следствием повторных нарушений закона, и заявитель знал обо всех последствиях своих действий».

 

Стивен Гог защищался красиво: «Я вырос с верой, что живу в стране, которая чествует эксцентричность и отличие от других. Эта разнородность приносит разнообразие и цвет в рабское подчинение, которое в ином случае ощущается как депрессивное, стягивающее и просто скучное. Без возможности свободно выражать свою индивидуальность и уникальность своим собственным способом внутри нас что–то умирает». Я буквально прослезилась, когда слушала, потому что все, что он сказал, правда. И на самом деле мы все хотим выражать свою индивидуальность и уникальность, и если отнять у нас такую возможность, мы зачахнем. Если мы не будем самовыражаться, мир утратит краски, а зачем нам черно–белый мир? Пусть им развлекаются политики.

 

Но после того как суд в составе семи человек решил, что британские власти «справедливо вмешались в его возможность свободно выражаться», Стивен Гог останется в тюрьме. Он даже и выйти из нее толком не успел: его водворили обратно на два с половиной года за то, что вышел на свободу в одних только носках и ботинках, распихав остальную одежду (которую добрые тюремные власти ему все–таки выдали) по пластиковым пакетам. Случилось это, между прочим, в Шотландии, где даже летом не помешают свитер и теплая куртка (уж я–то знаю, довелось померзнуть), так что бывший морпех остается в отличной физической форме. В чем через два с половиной года сможет убедиться каждый встречный. Кстати, у Стивена Гога есть сторонники, которые в свое время устраивали акции возле суда в Лондоне. Ну да, вы правильно поняли. Протестовали они исключительно голыми, заявляя, что это их личный выбор — в чем ходить по улицам. Правда, некоторые костюмы Адама были, как бы это сказать, недостаточно проглаженными. Помню, как учительница физкультуры как–то сказала: «Женщины бывают обнаженными и голыми, а мужчины — только голыми». И это, согласитесь, правда.

 

В общем, я за свободу самовыражаться. Без этой возможности мир становится пресным. Но идея про голых людей на улице мне не нравится. Я их жалею: зима на носу, все, что дорого, отморозить можно. Но вообще здоровому духу — прекрасное тело!

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия №210 (24591). Суббота, 1 ноября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter