Обнаженные в банке

Московский «Экспобанк» выпустил календарь на 2008 г., представив в нем лучшее, что есть у банка: «своих» женщин...

Московский «Экспобанк» выпустил календарь на 2008 г., представив в нем лучшее, что есть у банка: «своих» женщин. В этом глянцевом издании разворот каждого месяца знаменуется снимками полураздетых молодых сотрудниц в эротических позах в спальне или на кухне: среди овощей, фруктов и кухонной утвари. Например, мисс Январь, которая, как следует из подписи, является ведущим менеджером по работе с клиентами, в белых чулках с кружевными подвязками, держит у оголенной груди поднос с пирожными, которым за отсутствием одежды себя и прикрывает. Пирожные венчаются аппетитными вишенками, и визуальная «рифма» с едва прикрытым соском прочитывается моментально, потому что именно ее и предполагалось вызвать. Мой приятель после просмотра календаря иронически сказал: «Мне очень понравилась мисс Февраль — стоит в позе готовности к соитию, вся в розовом, среди кухонного инструментария. Идеальная женщина». Добавлю для полноты картины, что стоит она, задрав юбку и отставив попочку в розовых трусиках, а внизу идет слоган: «Работаем по индивидуальному заказу». На другой странице мисс Май обещает: «Исполняем любые желания». «Всегда в наличии горячие предложения», — объявляет мисс Октябрь, у которой на красной набедренной повязке надпись hot dish (блюдо с перчиком). «Мы работаем 24 часа в сутки», — утверждает сидящая в черном бюстгальтере на постели мисс Апрель. «Работа с Вами — всегда праздник», — облизывает леденец на палочке мисс Декабрь. Между ее ног на постели стоит красная подарочная коробка с надписью my cookies: мое печеньице. Все снимки снабжены именами и должностями сотрудниц — очевидно, для удобства клиентов, чтобы те знали, кого спрашивать, если захочется печеньица.


С появлением первой же ссылки на календарь в Интернете разгорелась бурная дискуссия, где мнения спорящих разделились. Одни утверждали, что такие изображения унижают женщин, другие же считали, что если это является результатом свободного выбора и женщины «так хотят» — а многие были уверены, что женщины именно так и хотят, — то подобные начинания надо всячески приветствовать. Потому что, полагали они, именно это и имел в виду А.Пушкин, когда писал: «...свобода встретит нас у входа». Очевидно, вот она и есть, звезда пленительного счастья: взошла и говорит.


Скажу сразу, что, не будь съемки добровольными, следовало бы не заниматься анализом изображений, а звонить в милицию и делать заявление по статье «Принуждение к коммерческому сексу». Но, скорее всего, сотрудницы снимались не под пистолетом. Я готова в это поверить без колебаний, потому что, как сказано в сопроводительной информации, идея календаря принадлежит владельцу банка и его жене — профессиональному фотографу. Если «семья» захотела — будут ли сотрудницы отказываться? Вполне возможно, они даже соревновались за право попасть на глянцевые страницы. Ведь нет причин считать согласие, полученное от людей в зависимом положении, недобровольным?


Итак, полагая, что условие свободного волеизъявления сотрудниц в условиях их экономической зависимости соблюдено, какие «претензии» могут быть к календарю? Конечно, не изображение полу– либо обнаженного тела само по себе: тела есть у всех, мы все их видели, они могут изображаться и быть предметом искусства, изучения, восхищения и т.д. Однако когда российский Эрмитаж издает календарь с репродукциями Рубенса, это не вызывает никаких дискуссий в Интернете. Почему–то завсегдатаям форумов он неинтересен. Дело, очевидно, в том, что календарь «Экспобанка» не просто показывает полуобнаженное женское тело (эка невидаль в наше–то время), а выставляет его совсем в других целях. В тех же, какие преследует, допустим, знаменитый «Плейбой».


Но «Плейбой» — это мужской эротический журнал. Он показывает именно тот товар, который «продает». Календарь же «Экспобанка», имеющий представительскую цель, представляет... что же именно? Банковские услуги? Деловые качества? Новые бизнес–технологии? Эффективные финансовые схемы? Кредиты? Льготы? Однако из календаря мы ничего не узнаем о деловых качествах, навыках или опыте сотрудниц. Снимок менеджера отдела по работе с клиентами не дает никакой деловой информации ни о ней самой, ни об отделе. Полураздетая, в кружевных подвязках и с вишенками на фоне кастрюль и овощей, она предлагается клиентам в другом качестве. «Это попытка из женщины–профессионала сделать «профессионалку», только совсем в другой сфере, со всеми сексуальными коннотациями этого слова», — комментирует снимок Евгения Иванова, специалист в области социологии права. Это попытка не просто этих женщин «продать», но, по сути, оправдать их присутствие в сфере профессиональной тем, что там их очень легко превратить в тела, готовые «к употреблению». Собственно, помещение «тел» в спальню и на кухню имеет целью сказать, что место женщины именно там и что в банке они выполняют спально–кухонные функции. Помимо этого, такое изображение предполагает, что люди с деньгами, обращающиеся в банк, — это мужчины и что у них могут быть различные «интересы».


В процессе интернет–дискуссии были приведены ссылки на другие календари, подобные экспобанковскому. Оказывается, он не один такой! И даже, очевидно, не первый. И если один календарь — это случай, то несколько — это уже тенденция. Или, по–другому говоря, социальное свидетельство: что–то происходит в постсоветском бизнесе. Тот факт, что снимаются таким образом не все женщины и не всегда, свидетельствует, что природа этого явления не биологическая («женщинам хочется нравиться»), а вполне общественная. Без определенных представлений о месте женщины, о сущности женственности и мужественности, а также без вполне «конкретной» организации постсоветского бизнеса и без «добровольно–насильственного» распределения в нем ролей мужчин и женщин таких изданий быть не могло.


В календаре «Экспобанка» и других подобных изданиях происходит обмен женской сексуальности (на деньги, продвижение по службе, благосклонность шефа?), что в отдельных случаях может давать некоторые «дивиденды», но оставляет отношения власти на своих местах и даже укрепляет их: женщина — товар, мужчина — покупатель.


Но женщина — это не только тело. Как, впрочем, и мужчина — не только деньги.


Елена ГАПОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter